Результат двухлетнего исследования учёных удовлетворённости населения доступностью и качеством медицинской помощи можно сформулировать так: больше довольны отечественной медициной те, кто меньше от неё зависит.
Исследование проводилось в 2013—2014 гг. в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ директором Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергеем Шишкиным и социологами Аналитического центра Юрия Левады Натальей Кочкиной и Мариной Красильниковой. Базой для работы стали данные двух социологических опросов взрослого населения России, проведённых Левада-Центром по заказу НИУ ВШЭ в 2013—2014 гг. (выборка 3302 и 4503 респондента соответственно). Также были использованы результаты Всероссийского опроса населения, проведённого Росздравнадзором в 2008 г. Результаты исследования учёных легли в основу статьи «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения».
По данным опроса 2014 г., 42% взрослого населения считают, что работа медучреждений скорее улучшилась, а 29% — увидели ухудшения. Те, кто за последний год имел личный опыт получения медицинских услуг, несколько чаще сообщают об ухудшении работы (32%), чем те, кто не обращался за медпомощью в прошлом году (19%). А те, кто имеет хронические заболевания, чаще негативно оценивают краткосрочные изменения в работе медицинских учреждений: 41% сообщили о том, что увидели скорее ухудшения, и только 35% говорят об улучшениях в работе. «Из этого можно сделать вывод о том, что образ российской системы здравоохранения, создаваемый в общественном сознании, очевидно, по преимуществу средствами массовой информации, несколько лучше оценок этой системы теми, кто к ней обращается и больше в ней нуждается», — отметили учёные.
Лучше всего граждане оценивают диагностические обследования и качество стоматологической помощи. Девять из десяти опрошенных сообщили, что довольны результатом посещения стоматолога и не хотят его менять даже при том, что имеется большой выбор специалистов. Среди обращавшихся за стоматологической помощью 52% респондентов получили данные услуги в государственной (муниципальной) медицинской организации, 2% — в ведомственной и 46% — в частной.
Люди положительно оценивают внедрение в систему оказания медицинской помощи новых информационных технологий. В 2014 г. количество респондентов, сообщивших о наличии электронной записи в поликлинике, которую они посещали, возросло на 7% по сравнению с 2013 г. и составило 47%. В сельской местности об обеспечении поликлиник системой электронной записи сообщили менее трети респондентов. Большинство пользователей этой системы (60%) отметили её удобство.
Сравнение данных опросов 2013 и 2014 гг. с данными опроса населения, проведённого Росздравнадзором в 2008 г., показывает тенденцию медленного снижения удовлетворённости качеством амбулаторной и стационарной медицинской помощи. Речь идёт о доступности и своевременности получения бесплатного лечения, а также о профессиональном уровне врачей.
Не менее 80% во всех слоях населения уверены в том, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объёме.
Хотя основная часть пациентов получает медицинскую помощь бесплатно, многие платят за лечение, и распространённость практик оплаты медицинской помощи нарастает. Чаще всего граждане платят при посещении стоматолога и оказавшись в стационаре. Четверть опрошенных пациентов стационаров в последние годы несли определённые расходы за получаемую там медицинскую помощь. Почти в половине случаев (47% от лечившихся в стационаре) пациентам больниц приходилось приобретать за свой счёт лекарства.
Довольно часто приходится платить, чтобы преодолеть барьеры доступа к ограниченным ресурсам, которые в принципе должны предоставляться бесплатно. Более чем для трети тех пациентов, кто оплачивал лечение, это выступало инструментом их влияния на качество оказываемых медицинских услуг. Оплату объясняли невозможностью иначе попасть к нужному врачу или в нужную клинику, а также желанием получить быстрее нужные услуги, добиться большего внимания к себе со стороны медиков и отблагодарить их за лечение.
Врачей россияне воспринимают довольно скептически. В среднем почти две трети взрослого населения страны уверены в том, что профессиональный уровень большинства врачей в России ниже, чем требуется (58%), а врачи больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах (60%).
Хуже всего дела обстоят с амбулаторной медицинской помощью. Согласно результатам опросов, большая доля людей (41%) отметили сам факт оказания помощи, но видимого улучшения здоровья они не заметили. Причём за прошедший год количество недовольных возросло на 9%. Скорая помощь в целом удовлетворяет граждан, если не считать жалоб на её задержки. Каждый пятый из опрошенных, вызывавших скорую помощь (кроме Москвы и Санкт-Петербурга — здесь каждый десятый), сталкивался при этом с определёнными проблемами: отказ в принятии вызова, долгое ожидание прибытия и др.
Высока удовлетворённость стационарной медицинской помощью — в среднем по стране ей остались довольны 82% респондентов: из них 33% полностью удовлетворены и 49% — скорее удовлетворены. Среди довольных больницами больше всего людей обеспеченных (87%). Причина в том, что они могут получать стационарную помощь в более комфортабельных условиях, оплачивать дополнительный уход, считают авторы исследования.
Опросы показывают, что большая часть населения готова согласиться с некоторым ухудшением территориальной доступности медицинской помощи ради улучшения её качества.
«Поэтому реструктуризация системы оказания медицинской помощи, направленная на повышение качества медицинской помощи посредством концентрации дорогостоящего современного медицинского оборудования и наиболее квалифицированных кадровых ресурсов в межрайонных медицинских центрах, создаваемых во многих субъектах РФ, а также в консультативно-диагностических и клинико-диагностических центрах, формируемых путём объединения поликлиник и объединения больничных учреждений, как это делается в Москве, может быть принята большей частью граждан», — утверждают учёные.