Депутаты предлагают ограничить право участников общей долевой собственности на распоряжение долями. Они хотят, чтобы при желании продать, подарить, отдать в залог долю в имуществе участник долевой собственности обращался в суд. Соответствующий законопроект с поправками в первую часть Гражданского кодекса РФ уже внесен в Госдуму.
Разработчики законопроекта № 863972-6 подготовили новую редакцию трех статьей первой части ГК РФ — 246 «Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности», 250 «Преимущественное право покупки» и 255 «Обращение взыскания на долю в общем имуществе».
В соответствии с действующей редакцией ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. При этом участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 ГК РФ.
Депутаты планируют принципиально изменить подход к порядку распоряжения лицом своей долей в общем долевом имуществе. А именно предоставить участнику долевой собственности распоряжаться своей долей только по решению суда, исключение сделано для передачи доли по завещанию. Суд при вынесении решения будет вправе учитывать интересы всех остальных собственников долевого имущества.
По мнению разработчиков, предусмотренное действующим гражданским законодательством преимущественное право покупки доли сособственниками долевого имущества в недостаточной мере защищает их интересы. Дело в том, что установленные сроки — месяц для недвижимого и десять дней для движимого имущества, в течение которых они могут реализовать свое право, слишком малы в силу невозможности за такое непродолжительное время собрать необходимые средства для реализации указанного права и приобретения отчуждаемой доли.
Действующая редакция ст. 250 ГК РФ предоставляет сособственникам преимущественное право покупки только в случае продажи доли, законопроект же предлагает включить в нее обязанность обращаться в суд и при передаче доли, ее дарении, а также при ином способе распоряжения ею.
Помимо обращения в суд, участник долевой собственности будет обязан известить в письменной форме остальных участников о своем намерении распорядиться долей с указанием ее цены и других условий отчуждения. Депутаты также предлагают значительно увеличить сроки на выкуп доли. Так, если в течение года для недвижимого имущества (шесть месяцев — для движимого имущества) доля не будет выкуплена другим участником долевой собственности, то суд вправе принять решение о продаже лицом своей доли любому лицу. Причем неясно, что будет с долей, если суд не примет решение о предоставлении продавцу права распорядиться ею. В этой же статье суду (в случае отказа остальных участников долевой собственности покупать долю) предоставляется право принять решение о ее продаже с публичных торгов. Согласитесь, что продажа доли лица с публичных торгов по решению суда только по причине нежелания сособственников приобрести ее, выглядит, по меньшей мере, странной. Судя по всему, авторы законопроекта такими формулировками намереваются серьезно ограничить право лиц на распоряжение своим имуществом.
На наш взгляд, обращение в суд в каждой ситуации, связанной с распоряжением долей в общей долевой собственности, приведет к значительному и необоснованному увеличению нагрузки на судебные органы. Заметим, что последние изменения, происходящие в судебной системе, наоборот, направлены на разгрузку судов (широкое распространение норм об обязательности соблюдения досудебного претензионного порядка, появление института медиации и пр.).
Кроме того, неоправданное увеличение сроков на приобретение доли другими участниками долевой собственности, по нашему мнению, может негативно отразиться на защите интересов продавца доли. Полагаем, что увеличение срока реализации права преимущественной покупки, например, недвижимого имущества до трех месяцев стало бы разумным решением, предоставляющим участникам долевой собственности реальную возможность подготовить достаточные для покупки отчуждаемой доли средства.