На рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“». Данный документ был разработан во исполнение постановления Конституционного суда РФ, который признал нормы упомянутого закона неконституционными, так как они не предусматривают предельных сроков проведения прокурорской проверки, а также сроков исполнения требований прокурора. Почти уложившись в отведенный для исполнения решений КС РФ полугодовой срок, правительство исполнило указания суда, внеся в нижнюю палату парламента соответствующий законопроект.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 865550-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» (далее — Законопроект), которым уточняются положения Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) в части сроков и правил проведения прокурорских проверок органов власти и организаций. Целью внесения данных поправок является приведение действующего законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного суда РФ.
Законопроектом предлагается установить сроки и порядок предоставления прокурорам сведений и документов, необходимых для осуществления их полномочий, сроки и порядок проведения прокурором проверки исполнения законов.
Конституционный суд нашел изъяны в законе
Закон о прокуратуре предусматривает полномочия прокуроров проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2 ст. 21). В рамках осуществления надзора за исполнением законов прокурор вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Несколько некоммерческих организаций обратились в Конституционный суд РФ с жалобами на несоответствие указанных норм Конституции РФ. У заявителей, выполняющих функции иностранного агента, были проведены прокурорские проверки на предмет соблюдения ими законодательства о НКО. В адрес компаний были направлены требования о представлении документов и сведений. За невыполнение указанных требований в установленный срок руководители нескольких организаций были привлечены к административной ответственности. По результатам рассмотрения жалоб КС РФ вынес постановление от 17.02.2015 № 2-П, в котором признал, что оспоренные нормы не соответствуют Конституции РФ, и обязал законодателя устранить этот пробел (см. «ЭЖ», 2015, № 18, с. 14).
Немного не уложившись в полугодовой срок, который отведен для внесения корректировок в закон во исполнение решений Конституционного суда РФ (см. подробнее «ЭЖ», 2015, № 21, с. 07), правительство разработало и внесло в Госдуму законопроект с «работой над ошибками». Хотя поводом для разработки поправок стали жалобы некоммерческих компаний, в Законопроекте ограничения по субъектам, на проверки которых распространяются изменения, нет. Предлагаемые разработчиками документа сроки и порядок проведения проверок в случае одобрения закона будут распространяться и на иные субъеты — коммерческие компании и на органы власти.
На представление документов отведут десять рабочих дней
Законопроектом предлагается дополнить Закон о прокуратуре новыми механизмами защиты прав и интересов защищаемых лиц — а именно установить рамки дозволенного для проверяющих.
Так, например, правительство предлагает предусмотреть десятидневный срок (исчисляемый в рабочих днях) для представления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, иных материалов и их копий, которые необходимы для проведения проверки. Срок будет исчисляться с момента поступления соответствующего требования руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации). Если речь идет о проверке исполнения законов, то срок сократится вдвое — до пяти рабочих дней. В исключительных случаях (при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) необходимые информация и документы должны будут представляться в течение суток. Однако эти сроки не будут распространяться на проверки исполнения закона в отношении органов следствия, дознания, оперативно-разыскной деятельности, органов системы исполнения наказания.
Прокурор не вправе будет истребовать информацию или документы, которые проверяемое лицо не обязано иметь в соответствии с требованиями нормативных актов или если такие документы и информация не обусловлены целями проводимой проверки и не относятся к ее предмету. Переданные ранее органам прокуратуры в связи с проводимой проверкой или официально опубликованные в СМИ или на официальном сайте сведения также не смогут быть истребованы по запросу прокурора. В последнем случае в ответе на требование о представлении документов и информации необходимо будет указать сведения о проверке, в рамках которой представлялась информация, либо о СМИ (официальном сайте), в которых опубликована соответствующая актуальная на момент требования информация с приложением копий официально опубликованных документов или иных материалов (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре в ред. Законопроекта).
Максимальный срок прокурорской проверки может составить три месяца
Законопроект содержит временные рамки для проведения прокурорской проверки исполнения законов, а также осуществления различных действий в рамках такой проверки. Решение прокурора (его заместителя) о ее проведении должно будет доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа или организации не позднее дня начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны будут указываться цель и предмет проверки.
Максимальный «среднестатистический» срок проведения проверки исполнения законов будет равен 30 календарным дням со дня начала проверки. Этот срок может быть продлен по решению прокурора (его заместителя) еще максимум на 30 календарных дней в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз, ревизий и расследований, с непредставлением (несвоевременным представлением) истребованных документов. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или его уполномоченным заместителем. Законопроект также предусматривает возможность приостановления проверки на срок до шести месяцев по решению прокурора (его заместителя), а также продление такого срока еще на полгода при неустранении причин приостановления.
Время, на которое проверка приостанавливалась, не будет засчитываться в срок ее проведения. Кроме того, если проверка осуществляется в органе или организации, которые имеют подразделения в нескольких субъектах РФ, то указанные сроки будут исчисляться отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
Если в ходе проверки не будет выявлено каких-либо нарушений, то в десятидневный срок со дня ее завершения проверяющие должны будут составить акт (его форму утвердит Генеральный прокурор РФ), копию такого акта направят руководителю (иному уполномоченному представителю) проверяемого органа или организации. Действия (бездействие) прокурора, связанные с проведением проверки, можно будет обжаловать.