Цели санации банков второго эшелона, которую активно проводит Центральный банк, выглядят вполне прилично — расчистка «токсичных» активов и укрепление банковской системы. Однако вместе с проблемными и не всегда почтенными банками «горят» средства законопослушных малых и средних предприятий, которые лишаются возможности выплачивать зарплаты своим работникам, рассчитываться с партнерами и даже (!) платить налоги.
Основными вкладчиками банков второго эшелона, санацию которых проводит ЦБ совместно с Агентством страхования вкладов, являются малые и средние компании. Оздоровление банковской системы не только укрепляет позиции крупных банков (особенно государственных), но и зачастую ставит на грань закрытия множество малых и средних предприятий.
Особенно болезненно отозвался на работе малого и среднего бизнеса отзыв лицензии у Пробизнесбанка. Руководители более 500 компаний-вкладчиков банка написали коллективное обращение к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову. В нем они просят проверить законность действий Банка России при проведении наблюдения и отзыве лицензии у Пробизнесбанка, дать разъяснения о сроках и процедуре возврата вложенных средств и привлечь к ответственности чиновников, виновных в возникновении ситуации.
«Вызывает возмущение, что коммерческий банк, находившийся еще с прошлого года под процедурой наблюдения Банка России, не был подвергнут необходимым процедурам по приведению норм риска своей политики к приемлемому уровню своевременно, что позволило бы избежать материальных потерь со стороны большого количества физических и юридических лиц», — подчеркивается в обращении бизнесменов.
«Пробизнесбанк был очень удобен для ведения операций с контрагентами, в том числе из-за быстроты банковских переводов, — комментирует плачевную ситуацию представитель инициативной группы предпринимателей Ленар Музафаров. — Мы не ожидали, что банк, который сам занимался санацией других банков, так стремительно потеряет лицензию. В результате тысячи предприятий на грани банкротства. Они лишены возможности заплатить налоги, выплатить заработную плату, рассчитаться с поставщиками».
«Увы, но правильная задача — санация российской банковской системы — начинает напоминать уничтожение банков второго эшелона и, как следствие, существенной части малого и среднего бизнеса страны, который держит в них расчетные счета», — с сожалением замечает Б. Титов.
Ситуацию усугубляет новая система банкротства банков. «По сути, Центробанк хочет решать проблемы вкладов физических лиц не за счет АСВ, а за счет бизнеса, — считает бизнес-омбудсмен. — Все обязательства перед физлицами передаются банку-приобретателю вместе с самыми ликвидными активами. А юридические лица остаются с активами, стоимость которых стремится к нулю. Их фактически лишают какой-то возможности получить деньги в будущем».
Выводы уполномоченного по защите прав предпринимателей подтверждают данные «Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 г.», подготовленного ЦБ. «По ликвидированным кредитным организациям, в которых функции конкурсного управляющего (ликвидатора) осуществляло АСВ, средний процент удовлетворения требований кредиторов составил 28,0%, — отмечается в отчете. — В том числе кредиторов первой очереди — 55,5%; кредиторов второй очереди — 34,6%; кредиторов третьей очереди, а также прочих кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, — 15,9%».
«Эта проблема стала системной, — уверен вице-президент „ОПОРЫ России“ Павел Сигал, который избран общественным бизнес-омбудсменом по защите прав предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. — Волна отзыва лицензий не может не сказаться на малом и среднем бизнесе, так как по закону любая компания обязана проводить все платежи через расчетный счет. Будем искать механизмы, которые помогут пострадавшим компаниям оставаться на плаву».