Минэкономразвития скоро представит ежегодный Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в России. Рассказать о «самочувствии» малого и среднего бизнеса мы попросили руководителя экспертной группы, готовившей доклад, директора Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил, д.г.н. Александра Пилясова.
«ЭЖ»: Ваш доклад о состоянии малого и среднего бизнеса базируется на очень большом массиве данных за последние пять лет. Что вы можете сказать об основных трендах развития этого сегмента нашей экономики?
Александр Пилясов: Они весьма противоречивы, зачастую разнонаправлены. В 2009—2013 гг. наблюдалась положительная тенденция развития малого предпринимательства. Общее число малых предприятий к 2013 г. возросло с 1 602 500 до 2 063 100 единиц, или на 29%. Численность занятых на них увеличилась с 10 247 500 до 11 697 500 человек, или на 14%. Объем оборота малых предприятий за этот же период вырос на 12% и достиг 2471,6 млрд руб.
В 2014 г. уже наметились некоторые негативные тенденции. Если количество малых предприятий увеличилось по сравнению с уровнем 2013 г., то их совокупный оборот уменьшился за год в реальном выражении на 4,4%.
Что касается средних предприятий, то негативный тренд в их развитии стал выраженным еще в период 2009—2013 гг. Тогда общее количество средних предприятий в российской экономике уменьшилось более чем на 45%. Численность занятых в средних компаниях сократилась на 34% (до 1 705 500 человек). Если объем оборота средних предприятий в 2010 г. составлял (в текущих ценах) 7416,2 млрд руб., то в 2013 г. — только 4717,5 млрд руб., то есть упал на 36%.
«ЭЖ»: В каких регионах малый и средний бизнес демонстрирует наибольшую жизнеспособность?
А. П.: Как это ни странно звучит, но в лидерах развития малого бизнеса оказались не самые успешные в экономическом плане субъекты Федерации. В 2014 г. наиболее динамично он развивался в Дальневосточном (рост оборота — 149,5% к уровню 2009 г.), Сибирском (131,1%), а также в Северо-Кавказском (137,7%) и Приволжском (120,3%) федеральных округах. В то же время, практически отсутствовал устойчивый позитивный тренд роста деятельности малого бизнеса в наиболее экономически развитых макрорегионах страны — в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральном округах, где объем его оборота составил 90,5—99,6% к уровню 2009 г.
«ЭЖ»: Как отозвались «раскаты» кризиса в отечественной экономике на работе малых и средних компаний?
А. П.: Около 60% малых и средних бизнесменов, как показывают опросы нынешнего года, считают, что кризисные явления в целом значительно ухудшили ситуацию для развития предпринимательской деятельности в их регионе. Основными «головными болями» для предпринимателей стали сжатие рынка и снижение платежеспособного спроса населения, нехватка инвестиционных ресурсов на развитие ввиду повышения банковских ставок за кредит. К этому «букету» добавилась блокировка счетов малых предприятий в банках, у которых были отозваны лицензии ЦБ.
Многие предприниматели опасаются «ремейка» 90-х гг. Почти каждый третий участник опросов (30,3%), ранее не сталкивавшийся с криминальным давлением на свой бизнес, опасается, что в связи с кризисом в экономике увеличился риск столкнуться с рейдерскими захватами.
В наибольшей степени кризис негативно повлиял на такие отрасли, как строительство и связанные с ним виды деятельности, например, услуги на рынке недвижимости. В сложном положении оказались МСП, занятые оказанием туристических услуг, перевозками, рекламной деятельностью. Замедлился рост молодежного, инновационного, сельского и сервисного бизнеса.
В то же время некоторые виды бизнеса, наоборот, получили дополнительные преимущества в условиях кризиса, в том числе ввиду повышения спроса на отечественную продукцию, которая замещает импорт. Среди «везунчиков» пищевая промышленность, фармацевтика, ИТ-индустрия. Здесь даже возникли проблемы, характерные для периода активного экономического роста, к примеру, нехватка квалифицированных кадров.
«ЭЖ»: Получают ли малые и средние предприниматели заказы от крупных государственных и частных компаний в период кризиса?
А. П.: Заказы есть, но участники опросов отмечают, что государственные компании не всегда оплачивают услуги по контрактам вовремя. Предприниматели также выражают тревогу, что уровень коррупции в государственных компаниях в условиях кризиса вырастет.
Кроме того, в существующих экономических реалиях бизнесу, особенно малому, практически невозможно получить в кредитных структурах финансовые средства для обеспечения заявок и исполнения контрактов. Возможным решением может стать снижение размера, а в некоторых случаях (например, при «мелких» конкурентных закупках) отмена обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов. Со стороны предпринимателей прозвучали предложения авансирования оплаты по государственным контрактам (до 75%) для малого бизнеса.
«ЭЖ»: А что изменилось во взаимоотношениях сетевых ретейлеров с малыми и средними предприятиями?
А. П.: Из-за введения санкций ретейлеры вынуждены были переключиться на отечественных производителей, что благоприятно сказывается на малых и средних фирмах-поставщиках. Это, безусловно, позитив, но вместе с ним повысилась стоимость кредитных ресурсов и снизилась общая покупательная способность населения, что привело к усложнению взаимоотношений между производителями (поставщиками) продукции и сетевыми ретейлерами. Они стараются частично переложить возникшие проблемы на своих поставщиков из числа малого бизнеса, намеренно занижая закупочные цены и увеличивая сроки платежей.
«ЭЖ»: Каких шагов ждет малый и средний бизнес от государства в этих сложных условиях?
А. П.: Пожеланий на фоне кризиса, по вполне понятным причинам, большое количество, но чаще всего малые и средние предприниматели призывают власть радикально уменьшить налоговое и надзорное бремя на бизнес, а также неналоговые платежи.
Они считают целесообразным отменить налог на имущество для бизнеса, работающего на специальных налоговых режимах. Нужно продлить срок действия привычного для бизнеса единого налога на вмененный доход, проработать механизм распространения «налоговых каникул» на новые организации и закрепить право малых предприятий по собственному желанию платить НДС при использовании специальных налоговых режимов.
Предприниматели полагают, что власть должна проработать возможность снижения страховых взносов и неналоговой нагрузки, которые давят на малый и средний бизнес. Ведь по данным опроса, проведенного Торгово-промышленной палатой России, страховые взносы вместе с неналоговыми платежами могут достигать 70% в общем объеме фискальной нагрузки на бизнес.
Отдельная тема — эффективность развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей информационное, консультационное, правовое, маркетинговое сопровождение бизнеса. Она должна избавлять малых и средних предпринимателей от необходимости вводить в штат специалистов, не относящихся напрямую к профилю бизнеса, и стимулировать использование услуг институтов господдержки на безвозмездной или льготной основе.
«ЭЖ»: В заключение скажите, пожалуйста, несколько слов о новых подходах, которые вы использовали при подготовке этого доклада.
А. П.: Инноваций при работе над этим документом было немало, обращу внимание лишь на одну особенность. Малый и средний бизнес отличается большим разнообразием форм, а статистика зачастую все данные о нем объединяет «в одну кучу». Поэтому мы посчитали важным обособить информацию по специфическим сегментам предпринимательского движения — арктическому, сельскому, инновационному, производственному, социальному, молодежному, экспортно ориентированному.
Например, арктическое предпринимательство. Здесь очень важны параметры северных удорожаний, которые, естественно, для остальных групп предпринимателей нехарактерны. Эти удорожания имеют различный вид — как естественный рост производственных издержек в связи с затратами на отопление, обогрев и т.д., так и затраты, вызванные федеральным законодательством о льготах и гарантиях на Севере (районные коэффициенты, надбавки, бесплатный проезд в отпуск раз в два года и др.).
Для сельского предпринимательства имеют особое значение размер местного рынка, наличие кооперативов различной специализации, тип отношений (связей) с перерабатывающими организациями.