Объединенное кредитное бюро (ОКБ) подвело итоги мошенничества с кредитными заявками в 1-м полугодии 2015 г. Аналитики ОКБ провели анализ кредитных заявок на основе данных системы противодействия кредитному мошенничеству на межбанковском уровне «Национальный хантер», фиксирующей ежегодно более 250 000 попыток мошенничества. Доля заявок с подозрением на мошенничество в 2015 г. выросла вдвое.
В 1-м полугодии 2015 г. доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое. Если в 1-м полугодии 2014 г. доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то в 1-м полугодии 2015 г. она превысила 2%. Причем при сокращении количества входящих заявок в системе на 30% количество подозрительных заявок выросло на 50%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки. Пик активности мошенников пришелся на февраль 2015 г., когда доля подозрительных заявок превысила 3%. С апреля ситуация начала немного улучшаться, к концу июня показатель снизился до 1,8%. Однако этот показатель все еще выше докризисных значений на 80%.
Анализ типологии российских кредитных мошенников показал, что в 2014 г. 48% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества. В 2015 г. этот показатель снизился до 37%. При этом соотношение таких заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось. Это свидетельствует о том, что активность организованных групп мошенников в целом осталась на докризисном уровне.
Однако в 2,5 раза выросло количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за год выросла с 8 до 24%. Это говорит о новом популярном мошенническом тренде — росте количества обращений граждан к различного рода «посредникам в получении кредита», которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита.
— В 2015 г. наблюдается всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что в принципе характерно для периодов экономической нестабильности, — говорит Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного кредитного бюро. При этом мы видим, что основным драйвером роста является новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве «плохих» клиентов.
В условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода.
Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение. Информация о таких услугах в большом количестве присутствует в интернете и на улицах городов.
Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей. В текущей ситуации для банков на первый план выходит тщательная всесторонняя проверка заемщиков с привлечением всех возможных внешних источников информации.
Итоги анализа операций, предполагающих вероятность проявления мошенничества с кредитными заявками в 1-м полугодии 2015 г. показали, что доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое. Если в 1-м полугодии 2014 г. доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то в 1-м полугодии 2015 г. она превысила 2%.
Причем при сокращении количества входящих заявок в системе на 30%, количество подозрительных заявок выросло на 50%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки. Пик активности мошенников пришелся на февраль 2015 г., когда доля подозрительных заявок превысила 3%. С апреля ситуация начала немного улучшаться, к концу июня показатель снизился до 1,8%. Однако этот показатель все еще выше докризисных значений на 80%.
Анализ был проведен по факту предъявления кредитных заявок на основе данных системы противодействия кредитному мошенничеству на межбанковском уровне «Национальный хантер», фиксирующей ежегодно более 250 000 попыток мошенничества.
Интересен анализ типологии российских кредитных мошенников в 1-м полугодии 2014 и 2015 гг. Так. в 2014 г. 48% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества. В 2015 г. этот показатель снизился до 37%. При этом соотношение таких заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось. Это свидетельствует о том, что активность организованных групп мошенников в целом осталась на докризисном уровне.