Сразу несколько общественных организаций обратились к правительству с просьбой пересмотреть список запрещённых к ввозу товаров, включающий в себя 101 позицию. Особые опасения вызывает запрет на ввоз широкого спектра медицинских изделий.
Запрет распространяется на многие нужные изделия, он включает в себя антибактериальные салфетки, бинты, медицинскую одежду и химические компоненты – производные лекарственных препаратов, хирургический инструментарий, томографы, рентгенодиагностические комплексы, электрокардиографы. Запрет на ввоз медицинского оборудования ещё не принят, хотя постановление «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было утверждено еще 5 февраля, а на общественное обсуждение вынесено 3 августа. Две недели продолжалось обсуждение. Конкретных действий пока не было. Реакции Минпромторга на обращение пока также не последовало.
Многие врачи сегодня говорят о том, что сложную технику заместить отечественной просто невозможно, так как многие аппараты полностью не производятся ни в одной стране мира. Такие, какими являются, к примеру, передвижные рентгеновские аппараты.
Импортозамещение уже затронуло сегмент самых простых в изготовлении изделий — бинтов, ваты, антибактериальных салфеток. И уже на этом этапе медики констатируют появление первых серьёзных проблем. Стерильные бинты, предназначенные для использования на раненых поверхностях, участках кожи после обработки ожогов, не выдерживают стандартов. Бинты травмируют не успевшую зажить кожу, липнут, мокнут, не сохраняя стирильности. И если при использовании иностранных расходных материалов риск нагноения равен 0,1%, то в случае с отечественным он существенно выше — 1%. Та же ситуация наблюдается и с хирургическим инструментарием. Даже нитку, которой хирурги зашивают разрезы, необходимо «пропустить» через длительный процесс разработки, тестирования на животных. Её должны произвести на дорогом оборудовании и, несмотря на это, не один раз проверить её качество.
Пока отечественные производители видят главную цель — произвести и побыстрее продать. Они не конкурируют за место на мировых рынках, не стремятся повышать качество.
В Министерстве здравоохранения успокаивают, говоря о том, что сегодня уже 20 российских предприятий занимаются производством шприцев. Но эти предприятия выпускают в основном шприцы первого поколения, которые, по большому счёту, не являются одноразовыми и на законодательном уровне уже запрещены в Европе и США. Одноразовых шприцев третьего поколения, способных после инъекции самоблокироватся и не допускать повторного использования, на этих предприятиях выпускать не начали.
Весной руководство Воронежской области одобрило проект, согласно которому специализирующаяся на оптовой торговле стройматериалами компания наладит выпуск шприцев третьего поколения на базе обанкротившегося в 2006 г. Нововоронежского завода шприцев однократного применения.
В ряде медицинских учреждений России переход на отечественные шприцы в последние недели произошел из-за ослабления рубля и инфляции. И медики сразу заговорили об их низких характеристиках. По их словам, «тупые шприцы не лечат, а калечат».
Огромная проблема может возникнуть и с таким необходимыми для больных диабетом людей предметом, как индивидуальный глюкометр — прибор для измерения уровня сахара в крови. Простые устройства, жизненно необходимые всем страдающим от диабета людям, тоже попали под запрет. В России пока только одно предприятие выпускает глюкометры с тест-полосками для них. Но они пока абсолютно не пользуются спросом, несмотря на более низкую стоимость. В первую очередь из-за низкой точности в показаниях результата замера. В отдельных случаях погрешность может составлять до пяти позиций, что в условиях резкого скачка или падения сахара в крови может составлять угрозу для жизни. Во-вторых, из-за низкого качества отдельных компонентов устройства. Так, у отечественного глюкометра специалисты особо критикуют прокалывающее кожу устройство. Прибор, по их словам «стреляет очень сильно и на большую глубину, хотя и есть регулировка. Совсем не для маленьких детских пальчиков с нежной кожей».
Время, за которое российский прибор анализирует кровь, — 7 секунд (среднее время для европейского глюкометра — 5 секунд). Впрочем, этот результат на сегодняшний день можно считать отличным, так как предыдущая версия отечественного аппарата «думала» целых 45 секунд. Вставить полоску в новый прибор тоже не совсем просто, но к преимуществам этой модели можно отнести крупные тест-полоски и большой экран, на котором разглядеть цифры может даже слабовидящий человек. По экспертной характеристике, этот прибор прекрасно подойдет людям с низким достатком или людям, привыкшим экономить. Целевая аудитория глюкометра — пенсионеры.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова, несмотря на имеющиеся у медицинской общественности опасения, уверена, что существенных проблем всё же возникнуть не должно. Она утверждает, что в России введена система классификации медицинских изделий, которая позволяет выявить некачественные товары. Более того, по словам Скворцовой, запрещена к ввозу может быть только та продукция, которую в нашей стране могут изготовить не менее двух производителей.