Производство шоколада и продуктов, содержащих какао, в упакованном виде в 1-м полугодии 2015 г. значительно снизилось. Импорт шоколада и шоколадных кондитерских изделий сократился в 2,4 раза. В то же время потребление, по различным оценкам, стало меньше только на 1—2%. Причем премиальному шоколаду экономические неурядицы, кажется, вовсе нипочем.
По данным Центра исследований кондитерского рынка, производство шоколадных изделий в России в 1-м полугодии 2015 г. продолжило снижаться. Наиболее серьезно выпуск сократился в двух категориях: упакованный шоколад и продукты с использованием какао и конфеты, содержащие алкоголь. Производство шоколада и пищевых продуктов, содержащих какао (кроме подслащенного какао-порошка), в упакованном виде снизилось на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составило 44 400 т. Производство конфет, содержащих алкоголь, упало на 29,4% и достигло 14 700 т. Общий объем производства шоколада и сахаристых изделий в России в 1-м полугодии 2015 г. составил 737 800 т.
Кроме того, в 1-м полугодии снизились темпы роста потребительских цен на готовые кондитерские изделия. Например, стоимость 100 г шоколада в среднем в России в июне 2015 г. составила 68,2 руб., что больше, чем было в июне 2014 г., на 34,5%. В марте 2015 г. рост цен на шоколад к марту 2014 г. составил 38% в среднем по стране.
«Шоколад оказался одним из самых пострадавших сегментов пищевой отрасли. Это связано с высокими ценами на ингредиенты, используемые при производстве шоколада, продолжающимся снижением курса рубля, снижением покупательной способности россиян и некоторыми другими факторами. Производители не могут повышать цены на готовую продукцию пропорционально росту затрат на ее производство, и фактически большинство предприятий работают на грани рентабельности. В случае если ситуация в экономике не изменится, на повестке дня окажутся банкротства широкого круга региональных предприятий», — отметила исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.
Вслед за падением производства шоколада на территории России снизился и импорт этой продукции. Так, импорт шоколада и шоколадных кондитерских изделий в 1-м полугодии 2015 г. в России сократился в 2,4 раза, до 20 980 т, с 50 170 т в 1-м полугодии 2014 г. В стоимостном выражении объемы импорта упали до 106 млн долл. в 1-м полугодии 2015 г. с 241 млн долл. в январе — июне 2014 г.
По данным центра, резкое сокращение объемов рынка шоколада продолжается с начала этого года. Помимо общих экономических проблем, на рынке отразился наблюдаемый с апреля этого года резкий рост мировых цен на какао-сырье, связанный с ожиданиями низкого урожая в основных странах по производству какао. В июне мировые цены на какао достигали четырехлетних максимумов. Также падение объемов импорта связано с запретом на импорт шоколадных изделий с Украины, введенный в сентябре 2014 г.
Согласно прогнозам экспертов, во 2-м полугодии 2015 г. может наблюдаться обратная тенденция — рост импорта в связи с традиционным увеличением закупок импортной шоколадной продукции в преддверии новогодних праздников. Удовлетворение сезонного спроса российскими производителями может быть проблематичным из-за сложного финансового состояния последних, в частности, невозможности изыскать средства на закупку подорожавшего из-за девальвации сырья.
К слову, исследование Nielsen, сфокусированное на потребительском спросе, показало, что сегодня рынок шоколада в России стабилен, однако, в отличие от предыдущего кризиса, тенденция разворачивается скорее не к росту, а к снижению. Как говорится в материалах компании, опубликованных в конце августа, в данный момент по сравнению с предыдущим годом наблюдается легкий спад продаж в 1% в натуральном выражении, в то время как в прошлом году категория выросла на 2%.
Впрочем, нельзя не отметить, что прошлый кризис не сопровождался столь впечатляющим ростом цен: в среднем за период конца 2014-го — начала 2015 г. шоколад подорожал на 15%, причем основной рост цен пришелся на начало года. Шоколадная продукция в России производится на основе импортного какао и дополняется зачастую импортными ингредиентами, поэтому сдержать рост цен производителям весьма проблематично.
Основным драйвером снижения объемов продаж является средний ценовой сегмент шоколада. Потребители уходят именно из этого сегмента, переключаясь либо на более доступный по цене продукт, либо на менее дорогие кондитерские категории, такие как пряники и печенье. Последние, к слову, ускорились в продажах в этом году.
Интересный факт: премиальному шоколаду экономические неурядицы, кажется, нипочем. В этом году, как и в кризис 2009 г., данный сегмент не только не испытал спада продаж, но даже увеличил свою долю внутри категорий. По итогам I квартала этого года доля премиальных продуктов в основных шоколадных категориях превысила 20%.
Эксперты считают, что для производителей среднего и низкого ценового сегмента серьезной проблемой могут стать частные марки, которые показывают все более динамичный рост:+20% продаж в натуральном выражении в среднем по всей шоколадной продукции за последний год.
«Говоря о рынке шоколада в целом, вопреки текущей негативной динамике дальнейшего падения продаж в категории мы не ожидаем», — подчеркнули в Nielsen. Эксперты привели следующие аргументы. Во-первых, российский потребитель уже выработал определенные привычки в потреблении шоколада. Например, часто покупка шоколада является своеобразной наградой для потребителя в конце дня (за удовлетворение этой потребности отвечает категория шоколадных плиток), или же его приобретают в качестве подарка (эту задачу решают конфеты в коробках).
Во-вторых, сегодня россияне сокращают походы в кафе и рестораны и чаще собираются дома, поэтому все категории, вносящие разнообразие в домашний досуг, к которым, без сомнения, относится шоколад, пользуются популярностью. Многие производители уже успели адаптироваться к этому тренду, например, предложив новые упаковки с шоколадными мини-батончиками.
Если цены на шоколад продолжат расти, относительным иммунитетом будет обладать только премиальный шоколад, в то время как покупатели среднеценового сегмента будут перемещаться в низкоценовой. Если же ситуация на рынке будет спокойной, сильный потребительский спрос продолжит поддерживать развитие категории, которая, вполне возможно, в ближайшие периоды снова вернется к привычным темпам роста.
К сведению
Экономия на простых удовольствиях
Несмотря на то что в июле цены почти на все ингредиенты индекса «Кофе с молоком», рассчитываемого исследовательским холдингом «Ромир», сократились, россияне не прельстились подобной выгодой и сократили объемы покупки всех составляющих. Индекс покупательской активности, напомним, в июле вырос. И анализ показал, что рост произошел благодаря увеличению числа посещаемых магазинов. Россияне активно искали и закупали товары по выгодным ценам. Набор простых удовольствий в список покупательских интересов не попал.
Индекс «Кофе с молоком» (КсМ) отражает динамику цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. По мнению аналитиков «Ромира», все ингредиенты этого индекса являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».
В июле 2015 г. индекс «Кофе с молоком» составил 818 п.п., что на 6,4% меньше, чем месяцем ранее. С учетом накопленной за месяц инфляции в 0,8%, по данным Росстата, падение индекса составило 7,2%. Фактически значение КсМ в июле вернулось к показателю января текущего года и ноября прошлого. В предыдущие годы в июле индекс «Кофе с молоком» вел себя по-разному. В прошлом году, например, в июле он подрос после июньского провала. А в 2013 г. июльский показатель индекса ощутимо снизился по сравнению с июнем. Однако в этом году снижение индекса куда интенсивнее, чем в аналогичный период двухлетней давности.
В годовом выражении индекс «Кофе с молоком» вырос на 12,2%, что на 3,4 п.п. меньше накопленной за год инфляции. Напомним, что в июне был зафиксирован беспрецедентный рост индекса в годовом выражении на 24,5%. Июль не поддержал эту тенденцию. И своим падением индекс обязан сразу нескольким факторам.
Во-первых, в июле наблюдалось сокращение пенетрации всех составляющих индекса. То есть на 5% меньше домохозяйств покупали бутилированную воду, на 3% меньше семей покупали молоко и на 2% — шоколад. И при этом произошло одновременное сокращение объемов покупки почти всех составляющих индекса. Россияне сократили на 16% объемы покупки воды, на 6% молока и на 3,1% шоколада. В объемах прибавил только кофе — +2,6%.
В среднем цены на ингредиенты индекса в течение июля тоже пошли на убыль: –1,6% на молоко, –3,1% на шоколад и –6,1% на кофе. Выросла только средняя цена на воду — +3,9%. Правда, в годовом выражении рост цен на кофе (+19,7%) и шоколад (+28,4%) обогнал даже высокую накопленную за период инфляцию. Молоко за год подорожало на 12,2%, а вода — всего на 5,4%. Однако это не спасло ситуацию. Россияне не соблазнились выгодной ценой, что в итоге привело к падению индекса, заключили аналитики.