Во вторник, 1 сентября, Межведомственная комиссия по экономике Правительства РФ одобрила консолидацию авиакомпании «Трансаэро» в группу «Аэрофлот» через покупку за 1 руб. 75% плюс одна акция первой российской частной авиакомпании. «Аэрофлоту» достаются и более 150 млрд руб. долгов «Трансаэро». В обеих компаниях не стремились к такому исходу, но решение о том, что делать с долгами «Трансаэро», принимало правительство, в данном случае — комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова.
В среду, 2 сентября, исполнительный директор авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков сделал заявление, в котором говорится, что его компания не была инициатором консолидации, а предлагала два иных сценария: реализацию ранее принятого решения о создании банковского синдиката или финансовую докапитализацию компании. Информационные агентства пишут о том, что, по сведениям их источников в «Аэрофлоте», там тоже никто не стремился покупать чужие убытки. По сведениям газеты «Ведомости», совладелец «Трансаэро» Ольга Плешакова пыталась давить на правительство, которое не спешило оказывать компании финансовую помощь, говоря о миллионах уже купленных билетов на авиарейсы. Правительство, похоже, угрозу социального недовольства восприняло всерьез, но денег не дало, а просто обязало «Аэрофлот» купить фактического банкрота. «Проще предоставить субсидию „Аэрофлоту“, чтобы он перевез пассажиров „Трансаэро“, чем пытаться спасти авиакомпанию, которая все время выставляет государству счета», — привела газета слова компетентного собеседника из власти.
Business FM опросил ряд аналитиков о том, что явилось главной причиной того, что «Трансаэро» оказалась на грани банкротства. Все опрошенные говорили об ошибочной стратегии развития компании, которая была основана на слишком оптимистичном сценарии развития рынка. Под этот сценарий «Трансаэро» покупала новые самолеты — в кредит и за валюту, рассчитывая потом увеличить доходы за счет увеличения своей доли на рынке. Даже в нормальных экономических условиях такая стратегия была слишком рискованной. Экономический кризис и обвал рубля ускорили крах компании.
Источник Интерфакса сообщил, что совет директоров «Аэрофлота» в четверг рассмотрит вопрос о возможной санации «Трансаэро». Главные акционеры «Трансаэро» А. и О. Плешаковы, напрямую владеющие 36,62% акций авиакомпании (совокупная бенефициарная доля Плешаковых никогда не раскрывалась), выйдут из ее капитала и покинут руководящие посты.
Аналитики почти едины во мнении, что нет экономического резона в покупке «Аэрофлотом» компании Плешаковых. Говорят о желании власти не допустить социального взрыва, но «Аэрофлот» мог бы перевезти пассажиров «Трансаэро» за госсубсидии и без прибретения акций. Пока нет внятных объяснений разумности предложенной комбинации. Просто все объяснил бывший миноритарный акционер «Аэрофлота»Алексей Навальный в своем блоге. Мол, это «такой любимый способ правительства решать проблемы авиаперевозчиков: пусть „Аэрофлот“ купит это. Вот он и покупает всякую бессмысленную убыточную фигню, которую нужно банкротить».