Минкомсвязи России представило на общественный суд законопроект с поправками в четвертую часть ГК РФ, которые упраздняют внедоговорную форму коллективного управления авторскими правами «по умолчанию». По мнению разработчиков документа, деятельность аккредитованных организаций, осуществляющих управление без договора, дискредитировала себя и должна быть упразднена. Ей на смену должна прийти здоровая конкуренция в сфере управления авторскими правами.
На портале regulation.gov.ru до 27 октября проходит публичное обсуждение разработанного Минкомсвязи России законопроекта «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)» (далее — законопроект).
Авторы документа предлагают пересмотреть систему коллективного управления авторскими и иными правами в России, исключив из нее внедоговорное управление, которое сейчас осуществляют получившие госаккредитацию организации. В результате организации, осуществляющие управление авторскими правами — сбор гонораров и их распределение между правообладателями, должны будут индивидуально обсуждать условия такого управления с каждым правообладателем. Это будет относиться и к установлению размера конечного гонорара, который поступит правообладателю, и процента, который организация удержит в свою пользу — сейчас в отношениях организаций, осуществляющих коллективное управление правами, и правообладателей это один из самых больных вопросов.
Помимо этого, законопроект предусматривает обязанность организации, осуществляющей коллективное управление правами, публиковать бухгалтерскую отчетность и привлекать независимого аудитора для проверки правильности такой отчетности. Эти меры должны сделать прозрачнее процесс расчета и распределения вознаграждений и удержаний в пользу самой организации. Также предполагается создание реестра произведений, перешедших в общественное достояние. Эта поправка должна будет облегчить введение в оборот произведений, уже находящихся в режиме общественного достояния, а также произведений, обладателя авторских прав на которые не удалось установить (так называемых сиротских произведений»).
Законопроект также выводит на арену новое действующее лицо — уполномоченный государственный орган, который вместо аккредитованных организаций будет осуществлять сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Если законопроект удачно преодолеет все дебри законодательного процесса, то новый нормативный акт должен будет вступить в силу спустя 90 дней со дня официального опубликования. У организаций, осуществляющих управление правами на коллективной основе, будет в распоряжении еще 120 дней, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми правилами. Те, кто не уложится в указанный срок, будут ликвидированы в судебном порядке по иску регистрирующего органа или прокуратуры.
Внедоговорное управление правами игнорирует волю правообладателей
По общему правилу коллективное управление авторскими правами осуществляется специально созданными для этой цели некоммерческими организациями на договорной основе (п. 1, 3 ст. 1242, ст. 1243 ГК РФ). К полномочиям таких организаций относится как управление, так и сбор вознаграждений и их перечислений правообладателям, а также защита нарушенных прав в судебном порядке. Однако в некоторых случаях перечисленные функции могут выполняться организацией по коллективному управлению правами не то что без договора, а даже без ведома автора. Для этого данная организация должна получить государственную аккредитацию на осуществление коллективного управления правами на внедоговорной основе в одной или нескольких сферах коллективного управления правами (таких сфер шесть). Данные положения закреплены в ст. 1244 ГК РФ.
В настоящее время госаккредитацию на коллективное управление авторскими правами получили три организации: Российское авторское общество (РАО) — в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (приказ Росохранкультуры от 15.08.2008 № 16); Российский союз правообладателей (РСП) — в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (приказ Росохранкультуры от 24.09.2010 № 167); Всероссийское общество по интеллектуальной собственности (ВОИС) — в сфере осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (приказ Росохранкультуры от 06.08.2009 № 137).
Перечисленные организации юридически обособлены, однако в действительности они являются аффилированными: РАО выступает учредителем РСП, а состав менеджмента в РСП и ВОИС совпадает пофамильно. Таким образом, за несколько лет существования института коллективного управления правами говорить о конкуренции в этой сфере не приходилось, даже с учетом наличия других организаций, осуществляющих коллективное управление на договорной основе. Правда, ограничения антимонопольного законодательства к РАО, РСП и ВОИС не применяются, о чем прямо сказано в ГК РФ, потому это не может быть причиной внесения столь существенных изменений в систему управления авторскими правами в России.
Зато работа аккредитованных организаций собрала за свою историю много негативных отзывов, относящихся непосредственно к осуществлению управления правами (см., например, «ЭЖ», 2014, № 31, с. 14). В частности, в пояснительной записке к законопроекту в числе недостатков существующей внедоговорной системы управления правами названы игнорирование воли правообладателя, которое недопустимо для правовой системы, широко использующей для целей гражданско-правового регулирования принцип осуществления прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ). По мнению авторов законопроекта, отказ от внедоговорного управления правами в пользу договоров с правообладателями создаст условия для конкурентной среды в данной сфере. А это, в свою очередь, должно стать залогом справедливого распределения дохода, полученного от реализации авторских и смежных прав.
Кроме того, правообладатели, правами которых управляют РАО, РСП или ВОИС, фактически не имеют возможности участвовать в деятельности этих организаций, в том числе определять размеры отчислений на содержание «управленцев», проверять финансовую документацию, расчет вознаграждений. Такая ситуация создает предпосылки для злоупотребления аккредитованными организациями своими правами и подрывает доверие авторов и иных правообладателей к институту коллективного управления правами в целом.
Заметим, однако, что необходимость упразднения внедоговорного коллективного управления правами может быть обусловлена еще одной причиной, о которой в пояснительной записке не сказано. Дело в том, что при вступлении во Всемирную торговую организацию Россия приняла на себя обязательства отменить недоговорную форму управления авторскими правами, но так и не сделала этого. В связи с чем представители ВТО выражают вполне обоснованную озабоченность (см. «ЭЖ», 2014, № 49, с. 12).
Вместо аккредитованных организаций появится государственный орган
Как уже было сказано ранее, законопроект отменяет коллективное управление правами на внедоговорной основе. Таким образом, единственным основанием для осуществления правами на коллективной основе станет договор, заключенный между соответствующей организацией и правообладателем, в котором стороны смогут определить все существенные условия сотрудничества. Кроме того, осуществляющие коллективное управление правами организации обязаны будут ежегодно проводить независимый аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность путем размещения информации на своем официальном сайте в интернете, а также направлять эти документы уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для размещения на его официальном сайте .
Поскольку аккредитованные организации, которые сейчас осуществляют сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, предлагается упразднить, то осуществлять данную функцию должен уполномоченный государственный орган. При выплате вознаграждений правообладателям такой госорган обязан будет представить каждому правообладателю отчет об использовании его прав, размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах. Размер и порядок удержания части собранного вознаграждения на покрытие необходимых расходов будет определять Правительство РФ.
Уполномоченный госорган обязан будет формировать реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, а также о фонограммах и аудиовизуальных произведениях. Сведения из этих реестров смогут получить любые заинтересованные лица в порядке, установленном госорганом, если такие сведения могут разглашаться без согласия правообладателя.
Законопроект предусматривает отличные от ныне действующих условия создания организаций, осуществляющих коллективное управление правами. Сейчас их могут создавать только авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав, а сама организация может быть только некоммерческой (п. 1 ст. 1242 ГК РФ). Минкомсвязь предлагает разрешить создание организаций по управлению правами на коллективной основе в форме коммерческих организаций. Если учредителями будут выступать правообладатели, то организация должна быть создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для корпоративных юридических лиц, если иными лицами — в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для коммерческих организаций, если управление правами на коллективной основе не противоречит правоспособности такого юридического лица. При этом количество учредителей такой организации не может быть менее 50. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, такая мера поможет предотвратить создание слишком большого количества коллективных «управленцев».