Исчисление и уплата страховых взносов, а также налогов в отношении граждан тех государств, с которыми у России заключены различного рода международные соглашения, является исключением из общих правил. Существенные изменения в законодательстве, регламентирующем правовой статус иностранных граждан, в том числе в части уплаты страховых взносов, вступили в силу с 1 января 2015 г. И хотя в этом правовом поле работодатели и органы внебюджетных фондов работают больше полугода, многие вопросы до сих пор вызывают затруднения у практиков.
Изменения, произошедшие с 1 января 2015 г. в исчислении и уплате страховых взносов, а также налогообложении иностранцев, связаны прежде всего с принятием федеральных законов от 01.12.2014 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 407-ФЗ) и от 24.11.2014 № 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Последний закон, напомним, установил особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в РФ.
Одновременно со 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕврАзЭС). При этом нормы Договора о Евразийском экономическом союзе сформулированы таким образом, что допускают разные варианты прочтения. И практика их применения оставалась неясной в части уплаты взносов на обязательное медицинское страхование за работников, которые являются гражданами государств — членов ЕврАзЭС. В связи с чем Минтруд России по обращению ПФР издал разъяснения по данному вопросу1.
Правовой статус иностранцев
Правовой статус иностранцев в нашей стране зависит от категории, к которой относится тот или иной гражданин: постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий. У иностранцев из каждой из этих категорий различный объем прав, в том числе и в области обязательного социального страхования. Поэтому работодатели уплачивают страховые взносы в зависимости от правового статуса конкретного работника.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) определяет следующие категории:
— постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
— временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
До 2015 г. особое внимание при исчислении страховых взносов необходимо было обращать на иностранцев, имеющих статус временно пребывающих на территории России, поскольку ежегодно законодательство в отношении этой категории граждан подвергалось изменениям и уточнениям. Постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства всегда признавались застрахованными лицами в системе обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования помимо граждан РФ.
Рассмотрим общие правила исчисления страховых взносов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от вида обязательного социального страхования и категории иностранца (лица без гражданства).
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства являются застрахованным лицами.
Следует обратить внимание, что с 1 января 2015 г. на основании п. 1 ст. 2, ст. 4 Закона № 407-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, отнесены к категории застрахованных лиц по данному виду страхования.
Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов; далее — ВКС), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Таким образом, с 1 января 2015 г. иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, получили возможность стать участниками системы обязательного социального страхования в РФ и получать оплачиваемый больничный лист.
На практике оплата больничного зависит от действий работодателя.
В ситуации, когда трудовой договор заключен с временно пребывающим иностранцем, но работодатель уплачивал за него страховые взносы в ФСС России менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай, у работодателя не возникает обязанности оплачивать больничный.
Если работодатель (страхователь) в течение шести месяцев до наступления месяца, в котором заболел работник, уплачивал страховые взносы за такого гражданина, иностранный гражданин может рассчитывать на оплачиваемый больничный.
Рассчитывать пособие, которое полагается временно пребывающему иностранцу, необходимо в общем порядке, используя размер заработка за последние два года, облагаемого страховыми взносами в части ФСС. Однако в данном случае заработка, с которого были бы уплачены взносы в ФСС России, у работника не будет. Ведь в 2014—2013 гг. его зарплата не облагалась взносами на обязательное социальное страхование.
Учитывая, что размер пособия такому работнику будет исчисляться исходя из МРОТ, в отношении начислений данным гражданам установлен пониженный тариф страховых взносов в ФСС России, который равен 1,8%. Основание — п. 2.1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Этот тариф применяется до тех пор, пока выплаты в пользу временно пребывающего иностранного работника не превысят предельный размер базы для начисления взносов — 670 000 руб. в 2015 г. Сверхлимитные суммы взносами в ФСС России не облагаются.
Кроме того, не надо начислять взносы на выплаты в пользу ВКС, временно пребывающих в РФ.
Обязательное пенсионное страхование
До 2015 г. в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) застрахованными лицами являлись граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением ВКС в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры):
-
в 2012 г. — на срок не менее шести месяцев (общая длительность одного трудового договора) (Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ);
-
в 2013—2014 гг.— продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (возможно суммирование периодов работы по нескольким срочным трудовым договорам) (Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» правовое регулирование статуса иностранца в системе обязательного пенсионного страхования изменилось. Право на обязательное пенсионное страхование получили иностранные граждане, включая временно пребывающих на территории РФ.
Итак, начиная с 1 января 2015 г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат иностранным гражданам или лицам без гражданства (за исключением ВКС) как временно проживающим, так и временно пребывающим на территории РФ работодатель обязан исчислить вне зависимости от длительности трудовых отношений.
Тарифы страховых взносов в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства установлены ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ и отличаются в отношении возможности застрахованного лица формировать будущую накопительную пенсию:
— иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, имеют возможность формировать свои будущие пенсионные права с учетом накопительной компоненты. Поэтому в отношении выплат этой категории страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц;
— в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением ВКС), временно пребывающих на территории РФ, страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному данным Законом для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Однако для работодателей-страхователей это отличие в настоящее время практического значения не имеет. Согласно ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 г.) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой пенсии.
Обязательное медицинское страхование
Как следует из ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ), застрахованными лицами в системе ОМС, в частности, являются:
— постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением ВКС и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ);
— лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон о беженцах), работающие по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Что касается иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, в силу п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ.
Для удобства читателей информация об общих правилах уплаты страховых взносов в отношении работников-иностранцев обобщена в табл. 1.
Таблица 1. Правила уплаты страховых взносов в отношении работников-иностранцев
Правовой статус иностранцев |
ПФР |
ОМС |
ФСС |
Основание |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иностранные граждане, кроме высококвалифицированных специалистов |
||||
Постоянно проживающие |
+ |
+ |
+ |
Статья 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Временно проживающие |
+ |
+ |
+ |
Часть 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ |
Временно пребывающие |
+ |
|
+ |
|
Высококвалифицированные специалисты |
||||
Постоянно проживающие |
+ |
|
+ |
Статья 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона |
Статья 2 Закона № 255-ФЗ |
|
|
|
|
Временно проживающие |
+ |
|
+ |
|
Временно пребывающие |
|
|
|
Уплата страховых взносов в отношении беженцев
Речь идет о начислении страховых взносах с выплат в отношении лиц, признанных беженцами, подавших ходатайство о признании их беженцами, и лиц, получивших временное убежище.
Основным законодательным актом, определяющим правовой статус беженца в России, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев является Закон о беженцах. Признание лица беженцем предполагает выдачу ему удостоверения беженца согласно п. 2 ст. 3 названного закона.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона о беженцах иностранные граждане и лица без гражданства, признанные беженцами, имеют право на социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение, наравне с гражданами России. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством РФ или международными договорами РФ.
Исходя из норм законодательства о правовом статусе беженцев, иностранец, имеющий удостоверение беженца, условно может быть отнесен к категории иностранных граждан, временно проживающих на территории РФ. Поэтому беженцы являются лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.
Согласно абзацу десятому ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Лицу, подавшему ходатайство о признании беженцем, выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, которое является документом, удостоверяющим его личность, и основанием законного пребывания данного лица на территории РФ, дающим ему право на трудоустройство (ст. 4, п. 8 ст. 6 Закона о беженцах). Толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, может рассматриваться как временно пребывающее на территории РФ.
Временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о беженцах). Следовательно, лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, также становится носителем статуса иностранного гражданина или лица без гражданства, временно пребывающего на территории РФ.
Кстати
Сегодня процедура предоставления временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации упрощена: соответствующее решение миграционная служба должна принимать в течение трех рабочих дней с даты подачи беженцем заявления. На основании решения человеку выдается свидетельство о предоставлении временного убежища. Оно является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ (постановление Правительства РФ от 22.07.2014 № 690 (ред. от 29.10.2014) «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» вместе с «Временными правилами предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке»).
Специальных норм об особенностях правового статуса беженцев, лиц, подавших ходатайство о признании их беженцами, и лиц, получивших временное убежище, законодательство об обязательном социальном страховании не содержит. Однако в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования такая категория граждан из числа застрахованных лиц не исключена. Такой вывод позволяют сделать п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ. Эти нормы определяют понятие застрахованного лица по обязательному пенсионному, медицинскому и социальному страхованию. К категории застрахованных лиц наряду с гражданами России вышеназванные нормы относят постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объект обложения страховыми взносами ст. 7 Закона № 212-ФЗ сформулирован в привязке к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в пользу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Каких либо особенностей по уплате страховых взносов с выплат беженцам Закон № 212-ФЗ не содержит.
Таким образом, выплаты в пользу граждан, имеющих удостоверение беженца, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Это значит, что работодателю необходимо получить на работника-беженца и пенсионное свидетельство, где будет указан страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Кроме того, работодатель обязан предоставлять в отношении такого работника в составе РСВ-1 сведения индивидуального персонифицированного учета. Для получения свидетельства необходимо направить в орган ПФР по месту своего учета анкету работника по форме АДВ-12 и опись по форме АДВ-6-13.
По вопросу обложения страховыми взносами выплат в отношении лиц, подавших ходатайство о признании беженцами, и лиц, получивших временное убежище, Минтруд России высказался в письме от 08.09.2014 № 17-3/10/В-5684. Согласно позиции Минтруда России, временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане признаются застрахованными лицами только в системе обязательного пенсионного страхования на основании п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ4. Исходя из этого Минтруд России сделал вывод, что выплаты в пользу лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем или свидетельство о предоставлении временного убежища, облагаются страховыми взносами только в ПФР.
Однако представители экспертного сообщества обращали внимание на следующее. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 12, подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона о беженцах лицо, получившее свидетельство, имеет право на оказание медицинской и лекарственной помощи в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Это означает, что такое лицо согласно ст. 10 Закона № 326-ФЗ признается застрахованным лицом по данному виду страхования.
Учитывая системное толкование положений названных законодательных актов, можно сделать вывод, что выплаты в пользу лица, получившего свидетельство о предоставлении временного убежища, облагаются страховыми взносами в ФФОМС.
Если работодатель до настоящего времени руководствовался позицией Минтруда России об отсутствии обязанности уплачивать страховые взносы в ФФОМС в отношении указанной категории, необходимо помнить, что в случае доначисления взносов в ФФОМС контролирующими органами при проведение выездных или камеральных проверок работодатель не может быть привлечен к ответственности. Основание для освобождения от ответственности предусмотрено ст. 43 Закона № 212-ФЗ, устанавливающей перечень обстоятельств, исключающих вину в совершение правонарушения. В частности, п. 3 указанной статьи предусматривает, что обстоятельством, исключающим вину (а значит и привлечение к ответственности) является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
В то же время освобождение от штрафных санкций не означает освобождение от уплаты суммы взносов и соответствующих сумм пеней. Об изменении позиции контролирующих органов сказано в письмах Минтруда России от 15.12.2015 № 17-3/10/8-8595 и ПФР от 20.07.2015 № НП-30-26/9678. В них акцентируется внимание на необходимости уплаты взносов на ОМС в отношении лиц, ходатайствующих о признании беженцами, и лиц, получивших временное убежище.
Что касается обложения выплат в пользу данной категории лиц, страховыми взносами в ФСС России, действуют изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 г. Право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности возникает при условии уплаты за этих граждан страховых взносов работодателями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Объединим приведенные выводы в табл. 2.
Таблица 2. Правила уплаты страховых взносов в отношении беженцев
Правовой статус иностранца |
ПФР |
ОМС |
ФСС |
Основание |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Лицо, признанное беженцем |
+ |
+ |
+ |
Статья 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем |
+ |
+ |
+ |
|
Лицо, получившее временное убежище |
+ |
+ |
+ |
Международные договоры: исключения из правил
В соответствии с Законом № 212-ФЗ (ч. 4 ст. 1) в случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 212-ФЗ, применяются правила международного договора.
Как уже было сказано, с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕврАзЭС. Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 г.) и Республика Армения (со 2 января 2015 г.). В отношении Кыргызской Республики названный договор еще не вступил в силу.
Исходя из положений п. 3 ст. 98 Договора о ЕврАзЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕврАзЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование.
Таким образом, с 1 января 2015 г. граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан и со 2 января 2015 г. граждане Республики Армения с первого дня работы на территории РФ независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования РФ, в том числе в системе ОМС, наравне с гражданами России. Следовательно, работодатели должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на ОМС (см. письмо ПФР от 28.05.2015 № БГ-30-26/6868 «О начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование» (вместе с письмом Минтруда России от 07.05.2015 № 17-3/В-235)).
Таблица 3. Уплата страховых взносов в отношении граждан Беларуси, Казахстана и Армении
Правовой статус граждан Беларуси, Казахстана, Армении |
ПФР |
ОМС |
ФСС |
Основание |
---|---|---|---|---|
Постоянно проживающие |
+ |
+ |
+ |
Пункт 3 ст. 98 Договора ст. 7 ФЗ № 167ФЗ, ст. 10 ФЗ № 326-ФЗ,
ч. 4.1 ст. 2 ФЗ |
Временно проживающие |
+ |
+ |
+ |
|
Временно пребывающие* |
+ |
+ |
+ |
Налог на доходы физических лиц
Обязанность физического лица уплачивать налог на доходы основана не на наличии гражданства России. В налогообложении действуют принцип налогового резидентства, в соответствии с которым налоговыми резидентами являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Именно поэтому доходы иностранных работников — налоговых резидентов РФ, полученные ими от источников в РФ, облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы российских работников (п. 1 ст. 207, подп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Что касается иностранного гражданина или лица без гражданства, не являющегося налоговым резидентом, и у такой категории может возникнуть обязанность по уплате налога на доходы по российскому законодательству. В это может произойти в связи с получением дохода от источников в РФ (еще один принцип налогообложения — это принцип территориальности). Типичным примером такого дохода является вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.
Другими словами, как и в отношении российских граждан, работодатель по отношению к иностранным работникам является налоговым агентом, который должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые выплачиваются непосредственно организацией — налоговым агентом (ст. 226 НК РФ).
При этом доходы, полученные иностранцами, не являющимися резидентами РФ, облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ из этого правила есть два исключения, когда доходы нерезидентов облагаются по ставке 13%. Речь идет о доходах от осуществления трудовой деятельности:
— в качестве ВКС в соответствии с Законом № 115-ФЗ;
— по найму в РФ на основании патента, выданного в соответствии с Законом № 115-ФЗ.
Следовательно, для правильного исполнения обязанности налогового агента необходимо определить налогово-правовой статус работника, являющегося иностранцем либо лицом без гражданства на дату выплаты дохода, а именно установить, является ли он налоговым резидентом РФ.
При выплате доходов лицам, не являющимся гражданами нашего государства, следует проверить наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения с государством, гражданином которого является работник.
В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров РФ. В качестве примера можно привести ст. 73 Договора о ЕврАзЭС. С учетом указанного договора доходы в связи с работой по найму, получаемые гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по ставке 13% — начиная с первого дня работы этих лиц на территории РФ (см. письмо ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).
НДФЛ с доходов беженцев или лиц, получивших временное убежище в РФ
С 1 января 2015 г. применяется новая редакция п. 3 ст. 224 НК РФ. Ставка НДФЛ в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности для иностранных граждан (лиц без гражданства), признанных беженцами или получивших временное убежище в РФ, установлена в размере 13%.
Обратите внимание, что действие п. 3 ст. 224 НК РФ в данной редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г. Указанная позиция сформулирована в письме ФНС России от 16.10.2014 № БС-4-11/21482@.
НДФЛ с доходов иностранцев, получивших патенты
Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность по найму на основании патента. В этом случае они уплачивают налоги в особом порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 227.1 НК РФ для патентов, выданных с 1 января 2015 г., фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются за период действия патента налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент. Размер фиксированного платежа составляет 1200 руб.
Организации, которые выплачивают доходы работнику-иностранцу, трудящемуся на основании патента, являясь налоговыми агентами, рассчитывают сумму налога, который должен быть перечислен в бюджет, с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей. Работодатели уменьшают общую сумму НДФЛ, исчисленную с доходов работников-иностранцев за налоговый период, на размер фиксированных авансовых платежей, которые работники внесли за период действия патента, относящегося к данному налоговому периоду. Уменьшить сумму налога можно только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика. Для этого налоговому агенту необходимо получить уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Процедура уменьшения налоговым агентом исчисленной суммы налога на уплаченные налогоплательщиком фиксированные авансовые платежи производится по письменному заявлению налогоплательщика на основании платежных документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления.
Работник, являющийся налогоплательщиком, по общему правилу, не обязан представлять в налоговые органы декларацию по налогу. Однако законом предусмотрены случаи, когда иностранец, работающий на основании патента, обязан предоставить налоговую декларацию. Они установлены п. 8 ст. 227.1 НК РФ:
1) если общая сумма налога, подлежащая уплате, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
2) если налогоплательщик выезжает за пределы территории РФ до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности на основании патента, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
3) если патент аннулирован в соответствии с Законом № 115-ФЗ.
***
Итак, если в организации работает иностранец, для надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ необходимо, прежде всего, определить правовой статус работников-иностранцев: постоянно или временно проживающие на территории РФ, временно пребывающие в РФ, ВКС, беженцы. Кромее того, необходимо учесть, является ли работник налоговым резидентом РФ.
Во-вторых, необходимо обязательно выяснить вопрос о наличии международных соглашений с государством постоянного проживания работника. Правильное определение всех вышеперечисленных моментов позволит правильно исчислить и уплатить все обязательные платежи, тем самым обеспечив такому работнику возможность получения медицинской помощи и формирования будущих пенсионных прав.
1 Письмо ПФР от 28.05.2015 № БГ-30-26/6868 «О начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование» (вместе с письмом Минтруда России от 07.05.2015 № 17-3/В-235).
2 Утверждена постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
3 Пункты 9, 10 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
4 До 1 января 2015 г. иностранные граждане и лица без гражданства признавались застрахованными лицами только при условии заключения трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора(срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года ст. 7 Закона № 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ).