Минфин России изменил свою точку зрения по вопросу исчисления трехлетнего срока для принятия к вычету НДС в том случае, когда у компании отсутствуют документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки. Новая позиция финансистов содержится в письме от 15.07.2015 № 03-07-08/40745.
Суть проблемы
При экспорте товаров правомерность применения нулевой ставки по НДС необходимо подтвердить документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ. Эти документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если в этот срок документы не собраны, реализация товаров на экспорт облагается по ставкам 18 или 10%. В дальнейшем, когда у компании появятся необходимые документы, уплаченные суммы налога подлежат возмещению компании (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Возмещение НДС осуществляется по правилам ст. 176 НК РФ. Для этого компания должна представить налоговую декларацию, в ходе камеральной проверки которой налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. По окончании проверки выносится решение о возмещении налога либо об отказе в возмещении.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ возмещение налога не осуществляется, если налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.05.2009 № 17473/08 разъяснил, что указание в п. 2 ст. 173 НК РФ на соответствующий налоговый период означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен НДС, заявленный к вычету. На основании положений подп. 1 п. 1 и п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия подтверждающих документов является налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, трехлетний срок для возмещения НДС отсчитывается с квартала, в котором товары были отгружены на экспорт.
Допустим, компания отгрузила товары на экспорт в III квартале 2013 г. Трехлетний срок для возмещения НДС заканчивается в III квартале 2015 г. Документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки НДС, компания собрала в августе 2015 г. Заявить суммы налога к возмещению она может только в декларации за III квартал 2015 г., которая подается в налоговую инспекцию по окончании III квартала, в срок не позднее 26 октября 2015 г. (25 октября в 2015 г. приходится на воскресенье). Возникает вопрос: входит ли период, установленный для подачи налоговой декларации, в трехлетний срок для возмещения НДС?
Старая позиция Минфина России
Ранее специалисты финансового ведомства считали, что в трехлетний срок включается период, установленный для подачи налоговой декларации. Так, в письме от 03.02.2015 № 03-07-08/4181 они указали, что срок, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться правом на вычет сумм НДС, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, составляет три года после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом реализация данного права осуществляется посредством представления в налоговые органы декларации по НДС не позднее 20-го (начиная с 2015 г. — 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока.
Новые рекомендации финансистов
В комментируемом письме Минфин России изменил свою позицию. Теперь специалисты финансового ведомства при решении вопроса о продолжительности трехлетнего срока рекомендуют руководствоваться Определением Конституционного суда РФ от 24.03.2015 № 540-О.
В этом Определении рассматривался вопрос о конституционности п. 2 ст. 173 НК РФ. По мнению заявителя, положения этой нормы, ограничив право на возмещение сумм НДС трехлетним сроком, не учитывают время, необходимое налогоплательщику для подачи налоговой декларации, а потому противоречат Конституции РФ.
Конституционный суд с этим не согласился. Он указал, что законодатель исходил из того, что датой возникновения обязанности по уплате НДС, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления декларации. Такое регулирование не исключает для налогоплательщика возможности в целях реализации его права на возмещение сумм НДС, относящегося к более ранним налоговым периодам, представить декларацию в налоговый орган в рамках предельного трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. Кроме того, положения ст. 81 НК РФ, которая регулирует порядок подачи уточненной налоговой декларации за прошлые налоговые периоды, также не препятствуют налогоплательщику представлять такую декларацию в любое время с учетом названного срока, в том числе до завершения текущего налогового периода.
Таким образом, теперь Минфин России считает, что трехлетний срок для возмещения НДС не продлевается на период, установленный для подачи налоговой декларации. Отметим, что аналогичной позиции придерживается и ФНС России (письмо от 09.07.2014 № ГД‑4-3/13341@).
Обратите внимание: в вышеуказанном Определении Конституционный суд отметил, что возмещение НДС возможно и за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика, и т. п. Данную позицию налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов письмом от 17.07.2015 № СА‑4-7/12690@. В своих разъяснениях налоговики указали, что возмещение налогоплательщику сумм НДС за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, возможно при наличии объективных препятствий, не позволивших ему осуществить возмещение в указанный срок.