Девальвация рубля заставляет автопроизводителей пересматривать возможные рынки сбыта. По наблюдениям аналитиков ГК «АвтоСпецЦентр», российский автоэкспорт меняет ориентиры: место Украины займут Казахстан, Белоруссия и Киргизия. Вырастет спрос в Армении, Узбекистане и Азербайджане. На рынки дальнего зарубежья, по их мнению, рассчитывать не стоит — высокие таможенные пошлины и стоимость доставки нивелируют эффект слабого рубля.
Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» провели сравнительный анализ объемов и географии рынка экспортируемых автомобилей и рассмотрели перспективы развития их экспорта в условиях экономической нестабильности страны.
Экспорт легковых авто из Российской Федерации в 2014 г. снизился на 27,6%. В страны дальнего зарубежья было поставлено 3000 машин (небольшой прирост по этому направлению — 7,1%) на сумму 65,1 млн долл. В страны СНГ продажи легковых машин из России составили 45 900 единиц (на 29,2% меньше, чем в 2013 г.) на сумму 462 млн долл. Одна из причин снижения экспорта — экономическая и политическая ситуации на Украине. Аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» выяснили, что в прошлом году на украинском рынке было реализовано 6800 легковых автомобилей, выпущенных в России, что почти в четыре раза меньше по сравнению с 2013 г. Таким образом, падение спроса на модели российского производства превзошло общее снижение продаж автомобилей в стране, которое по итогам года составило 54,5%. В результате доля машин, привезенных из России, на украинском авторынке сократилась с 12% в 2013 г. до 7% в 2014-м.
В то же время сокращение экспорта в Украину может быть компенсировано ростом продаж российских авто в Казахстан, несмотря на девальвацию национальной валюты, поскольку рынок импорта из России в конце прошлого года вырос на 5,4%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост экспорта на рынке страны и отмечают, что наибольшей популярностью там пользуется продукция АвтоВАЗа. Подобная тенденция сохранится и в будущем, считают эксперты ГК «АвтоСпецЦентр», отмечая, что это обусловлено ценовой политикой российского автопроизводителя. АвтоВАЗ предлагает цены на свои авто на 30% ниже, чем имеющие заводы в России иностранные автоконцерны, активно завоевывающие другие внешние рынки стран бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья.
Сегодня на автоэкспорт в основном поставляются Lada — 48%, Hyundai Solaris — 24, Renault — 11, UAZ — 5, Volkswagen Polo sedan — 4, Chevrolet Niva — 3, Toyota Camry — 3, прочие — 2%, а доля иномарок в общем объеме экспорта автомобилей из России приблизилась к 50%. Всего реальные суммарные мощности российских автопроизводителей превышают 3 млн автомобилей за 12 месяцев, а по итогу этого года, по оценкам экспертов, будет выпущено примерно 1,2 млн единиц. Поскольку загруженность заводов составляет на сегодня всего 50%, логично искать замену упавшему в нашей стране спросу на других рынках, считают аналитики, но отмечают, что в настоящее время география экспорта российских авто не столь значительна, например, в сравнении с объемами рынка европейского и американского экспорта.
В прошлом году крупнейшими экспортными рынками АвтоВАЗа (в порядке убывания) стали: Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Украина, Египет, Киргизия, Германия, Узбекистан, Армения. Также автомобили Lada экспортируются и в другие страны Европы, Азии и Латинской Америки. Ульяновский автозавод в прошлом году, помимо государств СНГ, свою продукцию также поставлял в Китай, Иран, Ирак, Индонезию, Венгрию, Сирию, Кубу, Египет, Монголию и другие страны «третьего мира». Среди перспективных рынков для отечественного автомобильного экспорта эксперты называют страны Азии и Африки — в частности, те, которые не входят в орбиту активных поставок Китая, безоговорочно доминирующего в этих регионах, а сами автопроизводители рассчитывают экспортировать бюджетные марки авто также и в Западную Европу.
«В рамках Таможенного союза автомобили российского производства пошлинами не облагаются, поэтому в условиях падения спроса на внутреннем рынке экспортные поставки машин из России станут неплохим подспорьем для иностранных автоконцернов, работающих на территории РФ, — считает директор департамента корпоративных продаж ГК „АвтоСпецЦентр“ Андрей Храмов. — А вот на рынки дальнего зарубежья им рассчитывать не стоит, поскольку там они не выдержат конкуренции из-за дорогой доставки и сравнительно высокой себестоимости производства в России».
Несмотря на переориентирование российского автопрома на внешние рынки, экспорт все еще занимает незначительную долю в общем объеме производства — менее 5%. И если традиционные российские автопроизводители в странах ближнего зарубежья чувствуют себя уверенно еще с советских времен, то работающие в России их иностранные коллеги лишь осваивают соседние рынки. Перспективность этого направления экспорта очевидна, но дополнительные механизмы его поддержки, в том числе государственные субсидии, могли бы помочь автопроизводителям в сложный экономический период, считают аналитики.