Когда не слышен голос единого в стране муниципального объединения — Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), громко звучат голоса других добровольных союзов в сфере местного самоуправления.
Все чаще в собственную защиту подают голоса общероссийские, межрегиональные, региональные объединения органов местного самоуправления, а также союзы и ассоциации разных типов муниципальных образований.
Советы издалека — из Сибири и Дальнего Востока
На 32-м общем собрании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) минувшим летом члены этого добровольного объединения — 50 муниципальных образований — приняли рекомендации по развитию местного самоуправления:
-
федеральным органам государственной власти;
-
ОКМО;
-
органам государственной власти субъектов Федерации;
-
органам местного самоуправления страны;
-
президенту и исполнительной дирекции АСДГ.
Самый короткий совет адресован ОКМО. Его просят содействовать в отношениях с федеральными органами госвласти. Видно, теплится еще надежда услышать голос общероссийского объединения, призванного согласно закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ):
-
организовывать взаимодействие муниципальных образований и советов муниципальных образований субъектов Федерации;
-
выражать и защищать общие интересы муниципальных образований страны;
-
представлять указанные интересы в федеральных органах государственной власти;
-
обеспечивать сотрудничество муниципальных образований России с международными организациями и иностранными юридическими лицами.
Больше всего рекомендаций адресовано федеральным органам власти, что говорит о полной подчиненности им органов местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ) — 11 пунктов с почти 20 уточняющими подпунктами. В первом и главном пункте этого раздела записана просьба «разработать и утвердить президентским указом основополагающую стратегию дальнейшего развития местного самоуправления». В документе предлагается отразить:
-
роль местного самоуправления в развитии государства и общества на современном этапе;
-
степень организационной, компетентностной, финансовой автономии органов местного самоуправления;
-
взаимоувязанное решение вопросов полномочий органов местного самоуправления, в том числе финансовой базы, земельно-имущественных отношений, территориальной организации, кадрового обеспечения, взаимоотношения с госвластью.
Предлагается также упорядочить административно-территориальное и муниципальное устройство российских регионов. С этой целью посчитано целесообразным принятие закона «Об общих принципах административно-территориального устройства в РФ». Необходимо, по мнению сибиряков и дальневосточников, законодательно:
-
утвердить понятия «населенный пункт», «город», «городской округ», «поселок»;
-
установить критерии отнесения населенных пунктов к той или иной категории;
-
принять предельное расстояние между двумя застроенными территориями, при превышении которого они не могут считаться одним населенным пунктом;
-
определить основания и порядок преобразования сельских населенных пунктов в городские и городских в сельские.
Сегодня, к примеру, городской округ может занимать территорию в сотни квадратных километров. А от стелы с названием сельского поселения до дорожного указателя согласно ПДД о въезде в населенный пункт порой не один километр, особенно за Уралом, что зачастую приводит в замешательство начинающих автолюбителей.
Долгое пробуждение ОКМО
Общероссийский конгресс муниципальных образований заметно активизировался после смены в этом году его руководства и перетряски исполнительной дирекции. К примеру, новости на сайте сообщают об активной деятельности президента Виктора Кидяева, который на недавней встрече с руководством Совета муниципальных образований Татарстана заявил, что конгресс должен стать лоббистом муниципального движения в стране, продвигать инициативы с мест на уровень парламента, правительства, администрации президента. Сообщается также о начале серии совещаний по местному самоуправлению в федеральных округах — Центральном, Приволжском и Крымском.
Но пробуждение затягивается. Так, на официальном сайте организации невозможно понять, кто ее возглавляет. В одном разделе читаем, что 14 апреля 2015 г. президентом ОКМО избран председатель Комитета Государственной думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В. Кидяев. В разделе с биографиями членов президиума конгресса президентом значится первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. Причем указано, что он «в 2009 г. переизбран на должность президента ОКМО».
По версии сайта на 7 сентября 2015 г. исполнительным директором ОКМО, секретарем национальной делегации РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы числится Виктор Панкращенко. Однако еще в июле исполнительный орган организации официально уведомил членов ОКМО, что исполняющим обязанности исполнительного директора конгресса назначен Владимир Перешеин. В новостном разделе сообщается, что и. о. исполнительного директора ОКМО В. Перешеин принял участие в расширенном заседании правления Ассоциации малых и средних городов России, состоявшемся 1 сентября в городе Калязине (Тверская область) и сообщил, в частности, о намерении создать в рамках конгресса палаты городских поселений, муниципальных районов, сельских поселений, наукоградов. Надо полагать, что в ОКМО осознали место и роль множества общероссийских, межрегиональных, региональных и отраслевых ассоциаций и союзов.
В стране действуют, в частности, Союз российских городов и Союз малых городов России, Ассоциация малых и средних городов России и Ассоциация городов Юга России, Союз городов Северо-Запада России и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и Союз городов-наукоградов, Ассоциация городов Иркутской области и Ассоциация городов Ленинградской области, ассоциации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Минатома России и ЗАТО Минобороны России, Российский союз местных властей, Ассоциация сельских поселений. Их голоса становятся громче и увереннее. Так, в рекомендациях АСДГ органам местного самоуправления страны записана необходимость участия российских муниципий в евразийских интеграционных процессах, в частности, через работу в Конгрессе местных властей Евразии. При такой активности местной власти, неровен час, возникнет нечаянно вопрос о правомочности ОКМО представлять российское муниципальное сообщество в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы.
Рекомендации АСДГ приняты из-за несовершенства и нестабильности муниципального законодательства. Почти за 12 лет действия закона о местном самоуправлении в него внесены сотни изменений и дополнений. Вносились поправки относительно местного самоуправления в Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Жилищный, Налоговый кодексы и другие федеральные нормативно-правовые акты. А финансовая обеспеченность муниципальных образований остается на очень низком уровне, что не позволяет органам местного самоуправления должным образом выполнять полномочия, возложенные на них законодательством. В такой ситуации, считают в АСДГ, требует кардинального улучшения деятельность советов муниципальных образований в субъектах Федерации и особенно Общероссийского конгресса муниципальных образований, который фактически перестал представлять и защищать интересы местного самоуправления в федеральных органах государственной власти.