С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения1 в законодательство, связанные с введением института частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала) (далее — частные агентства занятости), а также регулированием правоотношений в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала). Для реализации новшеств государство должно было проделать нормотворческую работу. Но за почти полтора года, прошедшие с момента принятия поправок, этого не произошло. Однозначно можно сказать только одно: старые «аутсорсинговые» схемы оптимизации расходов на оплату труда с нового года работать не будут.
Изменения, связанные с введением института частных агентств занятости, затрагивают несколько отраслей законодательства (см. таблицу): о труде и занятости населения, социальном страховании и о налогах и сборах.
Понятийный аппарат
Ключевым изменением в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014; далее — Закон о занятости) можно назвать включение в данный закон новой ст. 18.1. Эта статья не только регулирует деятельность частных агентств занятости, но и вводит понятия, которые до сих пор отсутствовали в законодательстве, а именно «осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» и «договор о предоставлении труда работников (персонала)».
Осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала) будет считаться направление временно работодателем (направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Договор о предоставлении труда работников (персонала) квалифицируется как договор, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Одновременно в Трудовом кодексе РФ уточняются понятия «трудовые отношения» (ст. 15) и «трудовой договор» (ст. 56). Оба определения дополняются словами «в интересах, под управлением и контролем работодателя».
Кто вправе предоставлять труд работников
Согласно ст. 18.1 Закона о занятости осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) будут вправе две категории организаций.
Первая категория — частные агентства занятости. Это юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок аккредитации будет включать, в частности, порядок ее приостановления или отзыва и порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.
Требования для аккредитации установлены п. 6 ст. 18.1 Закона о занятости:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
3) наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Кроме того, частные агентства занятости не вправе применять специальные налоговые режимы.
Ко второй категории будут относиться другие юридические лица, в том числе инофирмы и их аффилированные компании, на условиях и в порядке, которые будут установлены федеральным законом. Речь идет о случаях, когда работники с их согласия направляются временно:
-
в аффилированную по отношению к направляющей стороне компанию;
-
акционерное общество, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого АО;
-
компанию, являющуюся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Ограничения для принимающей стороны
При заключении договора о предоставлении труда работников (персонала) с частным агентством занятости принимающая сторона должна соблюсти ряд условий, установленных ст. 18.1 Закона о занятости.
Так, если число работников, привлекаемых для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10% от среднесписочной численности персонала принимающей стороны, решение о заключении такого договора принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ЛНА).
В договор обязательно включается условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (НПА), содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Нельзя будет привлечь работников: для замены участвующих в забастовке, выполнения работ в случае простоя (временной приостановки работ), осуществления процедуры банкротства, введения режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения, замены работников, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты зарплаты на срок более 15 дней.
Кроме того, принимающая сторона не сможет привлечь работников:
-
для выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ;
-
выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда;
-
замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в СРО или выдачи СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ;
-
выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река — море) плавания.
Все названные ограничения должны будут в первую очередь соблюдать частные агентства занятости и не направлять в названных ситуациях работников принимающей стороне.
Регулирование труда
Главные изменения в ТК РФ связаны с введением новой ст. 56.1 о запрещении заемного труда и новой главы 53.1, посвященной особенностям регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Так, согласно ст. 341.1 ТК РФ условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.
В статье 341.2 ТК РФ установлено, что трудовой договор, заключаемый частным агентством занятости с работником, должен включать условие о выполнении по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателями по данному трудовому договору. Такие договоры заключаются при направлении работника:
-
к физлицу, не являющемуся ИП, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
-
ИП или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовыми договорами сохраняется место работы;
-
ИП или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.
При направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) частное агентство занятости и работник заключают к трудовому договору дополнительное соглашение. В нем, в частности, указываются сведения о принимающей стороне: наименование (ФИО, сведения о документах, удостоверяющих личность принимающей стороны — физлица); ИНН (за исключением физлица, не являющегося ИП); о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора. Если в период действия трудового договора частное агентство занятости направляет работника для работы у другой принимающей стороны по другому договору о предоставлении труда работников (персонала), заключается новое допсоглашение.
Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника.
Кроме того, частное агентство занятости обязано осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права.
Статья 341.5 ТК РФ устанавливает субсидиарную ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Социальное страхование
Страхователи, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ, Законом о занятости, другими федеральными законами, для работы у другого юрлица или ИП, обязаны уплачивать страховые взносы «на травматизм». Основание — новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно названной норме такие страхователи будут уплачивать страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов спецоценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически будут трудиться такие работники.
Порядку расследования несчастных случаев с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшими в производственной деятельности принимающей стороны, посвящена ст. 341.4 ТК РФ (из новой главы 53.1). Несчастный случай расследуется комиссией, которую создает принимающая сторона. В состав данной комиссии будет входить и представитель работодателя, направившего этого работника.
К сведению
При направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
Таблица. Изменения в законодательстве, связанные с введением института частных агентств занятости с 1 января 2016 г.
Суть изменений |
Необходимость принятия законов (подзаконных актов) |
|
Норма, которая уточняется |
Обновленная (новая) норма |
|
Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» |
||
Пункт 2 ст. 5 дополняется новым абзацем |
Одним из основных направлений государственной политики в области занятости населения будет создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости |
Законы (подзаконные акты), |
|
Дополняется новой ст. 18.1 «Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» |
|
Согласно п. 3 и 5 ст. 18.1 Порядка аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должно установить Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений |
Названный порядок |
|
Пункт 14 ст. 18.1 гласит, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) |
Названные федеральные законы пока не приняты |
|
Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
||
Статья 22 |
Дополняется п. 2.1, регулирующим уплату страховых взносов страхователями, направляющими временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) для работы у другого юридического лица или ИП. Такие страхователи будут уплачивать взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов спецоценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически будут трудиться направленные временно работники |
|
Налоговый кодекс РФ |
||
Уточняется подп. 16 п. 6 ст. 105.5. В данной норме говорится о предоставлении персонала как об одной из основных функций сторон сделки, которые учитываются при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки |
К названной функции будет относиться предоставление труда работников (персонала) |
|
Уточняется абз. 6 подп. 4 п. 1 ст. 148. Норма касается покупателя работ (услуг), осуществляющего деятельность на территории РФ, и применяется при предоставлении персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя |
Норма будет применяться при предоставлении труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг |
|
Уточняется подп. 19 п. 1 ст. 264 о расходах на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией |
В данной норме будет говориться о расходах на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг) |
|
Уточняется п. 7 ст. 306 о том, что факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен |
Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории РФ или иной территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306, не будет рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены |
|
Пункт 3 ст. 346 12 |
Дополняется подп. 21 о том, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала) |
|
Трудовой кодекс РФ |
||
Уточняется понятие «трудовые отношения» (ст. 15) — дополняется словами «в интересах, под управлением и контролем работодателя» |
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы в интересах, под управлением и контролем работодателя), <...> |
|
Уточняется понятие «трудовой договор» (ст. 56) — дополняется словами «в интересах, под управлением и контролем работодателя» |
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя <...> |
|
|
Вводится новая ст. 56.1 «Запрещение заемного труда» |
|
Вводится новая глава 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о представлении труда работников (персонала)» |
||
|
Согласно ст. 341.3 особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), будут установлены федеральным законом |
Названный федеральный закон пока не принят |
1 Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».