Контролирующие органы уверены в том, что оплата командированным работникам услуг залов официальных делегаций в аэропортах облагается страховыми взносами. Многие компании с таким подходом не соглашаются и пытаются оспорить позицию ревизоров в судах. Но добиться решения в свою пользу у них получается не всегда. Пример — постановление АС Дальневосточного округа от 07.08.2015 № А73-15950/2014.
Суть спора
Компания при направлении работников в командировки оплачивала им услуги за пользование VIP-залами аэропорта. Это было прямо предусмотрено в локальном акте организации. Такие суммы организация не облагала страховыми взносами, считая, что они подпадают под действие ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Напомним, что согласно этой норме не подлежит обложению страховыми взносами оплата расходов на командировки. В перечне таких расходов названы и сборы за услуги аэропортов.
В ходе проверке ревизоры из Пенсионного фонда доначислили компании страховые взносы со стоимости услуг VIP-залов. Компания с решением проверяющих не согласилась и решила отстаивать свои интересы в суде.
Аргументы контролеров
Такой подход проверяющих из Пенсионного фонда не удивителен. Ведь уже долгое время контролирующие органы выпускают разъяснения, согласно которым оплата за услуги, предоставляемые командированным работниками VIP-залами аэропортов, должны облагаться страховыми взносами. Логика чиновников такова.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ при определении базы по страховым взносам учитываются все выплаты и вознаграждения, признаваемые объектами обложения взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Исключение — выплаты, предусмотренные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагается страховыми взносами оплата организацией расходов на командировки работников, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов.
Расходы за услуги аэропорта по обслуживанию в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях не являются обязательными расходами на командировки. Данные услуги согласно Перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, являются специальными, связанными с повышением комфортности для пассажиров аэропорта, то есть дополнительными.
Таким образом, компенсация расходов по оплате услуг залов официальных делегаций в аэропортах, производимая отдельным категориям командируемых работников, не относится к обязательным командировочным расходам, о которых говорится в ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, на суммы таких расходов страховые взносы начисляются в общем порядке. Исключение — случаи, когда использование залов официальных делегаций предусмотрено законодательством для определенных категорий лиц.
Приведенная позиция содержится в совместном письме ПФР и ФСС России от 29.07.2014 № НП‑30-26/9660 и № 17-03-10/08-2786П. Ранее такую же точку зрения в своих письмах высказывали и специалисты Минздравсоцразвития России — от 06.08.2010 № 2538-19, ФСС России — от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985.
А судьи что?
В комментируемом судебном решении суд первой инстанции поддержал компанию. А вот апелляция и кассация встали на сторону проверяющих из ПФР. Они указали, что в Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденном приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110, плата за пользование VIP-залом указана в качестве тарифов за специальное обслуживание пассажиров. А согласно ст. 100 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, данные услуги являются дополнительными, связанными с повышением комфортности для пассажиров аэропорта. Плата за дополнительные услуги повышенной комфортности является элементом провозной платы, но не включается в пассажирский тариф.
Таким образом, расходы работника по оплате услуг за пользование им VIP-залом аэропорта (если использование VIP-зала не предусмотрено действующим законодательством) относятся к иным компенсируемым работодателем командировочным расходам, не перечисленным в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Соответственно они облагаются страховыми взносами в общем порядке.
К аналогичному выводу пришел и Верховный суд в Определении от 07.11.2014 № 306-КГ14-3179. В этом судебном решении указано, что выплаты, связанные с оплатой услуг VIP-зала аэропорта, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не относятся к сборам за услуги аэропортов.
Но в судебной практике есть решения и в пользу компаний (постановления ФАС Уральского округа от 28.08.2014 № А60-51597/2013, Поволжского округа от 27.01.2014 № А65-10641, Северо-западного округа от 29.11.2013 № А05-960/2013). В них арбитры указывают, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). Возмещению подлежат, в частности, расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).
Если оплата сотрудникам, направленным в командировку, услуг VIP-зала в аэропорту предусмотрена локальным нормативным актом (например, приказом по организации), данные расходы документально подтверждены и связаны с производственной деятельностью компании, то они относятся к командировочным расходам. Поэтому эти суммы не облагаются страховыми взносами.