Во вторник, 15 сентября, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев согласился «закрыть глаза» на ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок. В этом случае оправданием служит, по словам И. Артемьева, «тяжелое состояние „Трансаэро“».
Мотивация И. Артемьева понятна, ему важнее сейчас, чтобы президент Владимир Путин как-то отреагировал на посланное ему письмо «о членовредительстве в „Газпроме“» (подробнее см. в прошлом номере «ЭЖ»).
Во вторник, 15 сентября, Интерфакс сообщил, что Федеральная антимонопольная служба направила обращение президенту В. Путину с жалобой на схему закупок «Газпромом» труб большого диаметра (ТБД). «Обращение за подписью Игоря Юрьевича Артемьева отправлено президенту», — заявил агентству представитель ФАС.
Поэтому про авиацию и покупку «Трансаэро» «Аэрофлотом» главный антимонополист страны говорил обтекаемо: «К сожалению, компания „Трансаэро“ оказалась в тяжелом состоянии, поэтому говорить об обычных наших правилах здесь не приходится, потому что нужно учитывать социальный компонент. Какое-то время придется с ограничением конкуренции мириться, потому что мы не можем взорвать ситуацию и устроить вакханалию на этом рынке... Но в конечном итоге, если происходит ограничение конкуренции, мы должны предпринять меры, которые в какой-то период времени, я не знаю, какой он будет, мы должны эту конкуренцию восстановить».
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов ранее говорил о том, что из-за ситуации с «Трансаэро» ситуация на российском авиарынке изменится: «На перспективу, через какой-то промежуток времени „Аэрофлот“ станет практически единственным монопольным перевозчиком. Я думаю, что для компании это очень неплохо».
Напомним, что 1 сентября правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию «Трансаэро» путем передачи контроля над ней «Аэрофлоту». Позже совет директоров «Аэрофлота» принял решение о покупке 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 руб. Финансовым консультантом по санации «Трансаэро» выступит Сбербанк. «Аэрофлот» начнет обслуживать долг «Трансаэро» перед кредиторами после согласования с банками программы реструктуризации. Вопросы реструктуризации парка воздушных судов будут отдельно обсуждаться с лизингодателями.
На самом деле, навязанная «Аэрофлоту» продажа фактически обанкротившейся компании «Трансаэро» вызывает много вопросов. Прежде всего — почему ранее к этой компании не применялись прописанные законом меры по банкротству, а главное — почему ее судьбу решило правительство, а не суд, как положено тоже по закону? Иными словами — почему с завидной регулярностью в стране игнорируются требования законодательства?
Теперь ФАС тоже должна нарушить правила, как обычно — ввиду исключительных обстоятельств. Во вторник И. Артемьем пообещал одобрить сделку между «Аэрофлотом» и «Трансаэро». Для сохранения лица он сделал пару оговорок: не исключил, что регулятор может вынести ряд предписаний как структурного характера, так и по отказу от ряда направлений; отметил, что сам в таких вопросах всегда выступает за банкротство компаний, но «решение правительства уже принято, и оно будет реализовано».