Размещение вывески на фасаде многоквартирного дома, состоящей всего из одного слова, не требует согласия собственников помещений в этом доме и заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, так как подобная вывеска не является рекламной конструкцией и служит исключительно для целей информирования потребителей (Определение Верховного суда РФ от 02.09.2015 № 307-ЭС15-11544 по делу № А56-31402/2014).
Суть дела
Общество разместило на фасаде многоквартирного дома (МКД) три световых короба: «ОПТИКА», «ВРАЧ» и «Сеть салонов Оптика Счастливый взгляд». Жилищно-строительный кооператив (далее — ЖСК, истец) потребовал демонтировать установленные конструкции, ссылаясь на то, что эти вывески носят рекламный характер и установлены обществом без согласия собственников МКД и разрешения уполномоченного органа. Но общество отказалось добровольно убрать вывески, в связи с чем ЖСК обратился в арбитражный суд.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции удовлетворил требования ЖСК и обязал общество демонтировать объекты наружной рекламы с фасада здания.
В ходе судебного заседания общество пояснило, что у него есть все необходимые разрешительные документы, выданные Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, и размещенные конструкции не являются рекламой, а представляют собой информационные вывески, которые обязано размещать любое юридическое лицо, работающее с потребителями. Однако доводы общества были отвергнуты судом, посчитавшим, что вывески носят рекламный характер и не содержат ни фирменного наименования организации, ни места ее нахождения, ни режима работы.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из сопоставления указанных норм и их буквального толкования, суд пришел к выводу, что спорные объекты наружной информации не являются обязательными для юридического лица вывесками, предусмотренными ст. 9 Закона о защите прав потребителей, поскольку они не содержат фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Слова «врач» и «оптика» являются родовыми, обозначающими услуги и товары, но не наименование ответчика, с которым они не совпадают. Также данные слова не содержат сведений об адресе и режиме работы ответчика. Форма и содержание спорных объектов наружной информации соответствуют определению рекламы: информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом локальным рынком является в том числе микрорайон, в котором расположен жилой дом.
Сделав вывод о рекламном содержании вывесок, суд применил нормы ст. 44 Жилищного кодекса РФ, согласно которой решение о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций принимает общее собрание жителей, если при этом предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД. Согласия жителей на заключение такого договора у общества не было, что и привело к удовлетворению требований ЖСК.
Однако апелляционный суд не согласился с решением суда первой инстанции и и отменил его, указав на то, что согласно подп. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ он не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Информация, содержащаяся на вывесках, по мнению апелляционной инстанции, была размещена во исполнение ст. 9 Закона о защите прав потребителей, обязывающей предпринимателей довести до сведения граждан фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица.
Суд также пояснил, что размещение уличной вывески с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота, следовательно, в отличие от рекламы, направленной на формирование и поддержание интереса к товарам и услугам, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения преследует иные цели, а потому и не обладает основными квалифицирующими признаками рекламы.
Кроме того, согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ1, информация, обязательная к размещению в силу закона или размещаемая в соответствии с обычаями делового оборота, не может быть квалифицирована в качестве рекламы. А таблички не включают в себя ни конкретных указаний на товар, ни условий его приобретения или использования, что не позволяет квалифицировать такую информацию в качестве рекламной.
Кассационная инстанция согласилась с выводами апелляционного суда, отметив, что в случае когда информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в соответствии с обычаями делового оборота, приведена не в полном объеме, это не влечет признания ее рекламой.
Позиция Верховного суда
ЖСК не согласился с решениями апелляционной и кассационной инстанций и обратился в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Однако в рассмотрении жалобы ЖСК было отказано, так как приведенные в ней доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов.
В Определении ВС РФ поясняется, что вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовало согласие собственников помещений жилого дома на использование общего имущества, включая фасады для размещения на них рекламных конструкций, не имеет значения для разрешения спора, так как вывески не являются рекламой, а служат исключительно для целей информирования о нахождении организации.
1 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“».