Рейтиноговое агентство Standard & Poor’s выпустило обзор «Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация». В обзоре экономические риски банковского сектора России оцениваются как более высокие, чем риски сопоставимых стран — таких, например, как Казахстан и Венгрия.
По прогнозу S&P, в 2015—2019 гг. экономический рост в России в среднем составит в лучшем случае 0,5%, что оценивается как низкий показатель для страны, где в течение предыдущих четырех лет рост ВВП составлял в среднем 2,4%. Для банковского сектора это означает значительное замедление темпов роста нового бизнеса в 2015—2016 гг. и снижение рентабельности. Ухудшение экономической ситуации приведет также к увеличению проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) — в сегменте как корпоративного, так и розничного кредитования; в ближайшие два года расходы на формирование резервов на потери по кредитам могут достигнуть 4,5—5,5%.
Значительно увеличилась стоимость фондирования для российских банков, констатирует S&P, — это обусловлено ограниченным доступом к внешним финансовым рынкам в связи с экономическими санкциями и негативной динамикой роста корпоративных и розничных депозитов. А раз темпы роста бизнеса низки, качество активов снижается, а расходы на фондирование растут — то, подчеркивает S&P, очень высока вероятность, что в 2015 г. российский банковский сектор продемонстрирует отрицательные финансовые результаты.
Россия оказывает значительную поддержку банковскому сектору, в том числе в форме ликвидности и долгосрочного финансирования от ЦБ и в форме капитала от правительства.
Это положительно сказывается на стабильности финансового сектора и экономики в целом — но одновременно растущая зависимость государственных и частных банков от поддержки государства свидетельствует о значительном структурном дефиците фондирования в банковском секторе и неспособности российских банков осуществлять операционную деятельность без такой поддержки. Кроме того, поддержка от государства доступна преимущественно государственным банкам, а также возможна для крупных частных — но не для мелких и средних банков; их будущее выглядит по меньшей мере туманным.
Доминирование государственных банков в российском банковском секторе и без того искажает рыночную конкуренцию, констатирует S&P. На долю четырех крупнейших государственных банковских групп приходится почти 57% активов системы. В ближайшее время эти банки сохранят доминирующее положение и продолжат получать прямую и опосредованную поддержку государства. Консолидация российского банковского сектора продолжается, и доля десяти крупнейших банков в активах системы увеличилась с 57% в 2009 г. до 67% в 2015 г. Позитивное влияние на показатели этих десяти крупнейших банков (государственных и частных) будет оказывать улучшение доступа к государственной поддержке в форме ликвидности, долгосрочного финансирования или вливаний капитала, поэтому у них больше возможностей для укрепления рыночных позиций, чем у менее крупных частных банков.
Российская экономика находится в стадии рецессии, продолжает агентство, ВВП в 2015 г. сократится на 2,6%. Основными факторами, ограничивающими экономический рост России, остаются сырьевая направленность экономики, неконкурентоспособность промышленного сектора на мировом рынке и низкие темпы структурных реформ.
В структуре доходов от экспорта нефть и нефтепродукты составляют около 50%, поэтому снижение мировых цен на нефть почти на 50% начиная с середины 2014 г. обусловило сокращение производства в России и ослабление рубля — на 42% в 2014 г. и еще на 14% за восемь месяцев 2015 г. Показатель ВВП на душу населения снизится с 14 508 долл. в 2013 г. и 12 948 долл. в 2014 г. до всего 8800 долл. в 2015 г., прогнозирует S&P.
Еще до начала эскалации геополитической напряженности в марте 2014 г. российская экономика стала тормозить, главным образом, в связи со структурными дисбалансами, что обусловило снижение темпов роста кредитования в банковском секторе по сравнению с 26% в 2014 г. и 17% в 2013 г. (13 и 16% соответственно с учетом поправок на валютный курс). По нашим прогнозам, в ближайшие два года темпы роста кредитования составят менее 10%.
В 2015 г. резко снизился уровень внутреннего потребления и инвестиций вследствие роста инфляции до более чем 15% по сравнению с 11,3% в конце 2014 г., значительного снижения реального располагаемого дохода и очень высоких ставок кредитования. Кроме того, с 2014 г. отмечается существенное ослабление доверия инвесторов к России, из-за чего происходит значительный отток капитала из страны (152 млрд долл. в прошлом году). Экономические санкции Запада ограничивают доступ крупных российских компаний на международные рынки капитала и, как следствие, еще ухудшают перспективы экономического роста.
Правда, показатели государственных финансов России остаются относительно сильными. В 2015—2018 гг., прогнозирует S&P, будет дефицит бюджета расширенного правительства, но обязательства будут ненамного превышать активы; а по счету текущих операций в 2015—2018 гг. сохранится профицит — из-за сокращения импорта.
Долги российских компаний и домохозяйств в ВВП России традиционно оцениваются как умеренные. Но из-за снижения ВВП в долларовом выражении до 1861 млрд в 2014 г. с 2079 млрд в 2013 г. и из-за рефинансирования российскими банками внешнего долга компаний, срок погашения которого наступал в 2014 г., доля задолженности частного сектора в ВВП увеличилась с 54% в конце 2013 г. до 60% в конце 2014.; S&P считает, что к концу 2015 г. будет 65%.
Есть и еще факторы, на которые обращает внимание S&P, — низкая финансовая грамотность и платежная культура в России, слабое соблюдение принципа верховенства закона.
Фактические и прогнозные показатели потерь по кредитам в масштабах экономики России
|
Номинальные потери, млрд руб. |
Доля потерь во всех кредитах, % |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
2016 |
2012 |
2013 |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
2016 |
|
Кредиты компаниям |
210 |
255 |
807 |
1502 |
1592 |
1,0 |
1,2 |
3,1 |
4,9 |
4,9 |
Кредиты домохозяйствам |
162 |
354 |
447 |
568 |
559 |
2,1 |
4,0 |
4,2 |
5,2 |
5,2 |
Всего |
373 |
602 |
1246 |
2079 |
2162 |
1,3 |
2,0 |
3,4 |
5,0 |
5,0 |
Источник: служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s, «Финансовые институты» |