Расширение института предупреждений вместо штрафов, запрещение двойной ответственности за одно преступление, возможность внутренней апелляции — таков далеко не полный перечень изменений, вошедших в «четвёртый антимонопольный пакет», принятый Госдумой во втором чтении. Бизнес и экспертное сообщество считают, что он стал самым либеральным среди других пакетов поправок в антимонопольное законодательство.
Дискуссии вокруг «четвертого антимонопольного пакета» продолжались более двух с половиной лет. В результате обсуждений, доработок и согласований на уровне правительства, администрации президента, Госдумы, АСИ и других экспертных площадок он превратился из документа, вызывающего неприятие предпринимателей, в законопроект, способный существенно облегчить условия ведения бизнеса.
Законопроект, по словам председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, расширяет возможности антимонопольных органов по досудебным предостережениям, нацеленным на предупреждение возможных нарушений законодательства. «То есть такие предупреждающие действия ФАС расширяются. И в этом смысле такая карательная функция заменяется предупредительными действиями ФАС, и, на наш взгляд, это абсолютно правильно», — отметил депутат.
Документ предусматривает право предпринимателей обжаловать незаконное решение территориального органа ФАС в президиуме центрального аппарата (так называемую внутреннюю апелляцию — по аналогии с налоговыми органами). Ходатайство в ФАС можно будет подавать в электронной форме, а работу комиссии по рассмотрению дела вести в режиме видеоконференцсвязи.
Проект закона предполагает отмену реестра компаний, имеющих долю на рынке свыше 35%, что избавит попадавших в него предпринимателей от необходимости согласования мелких сделок с ФАС. В итоге число согласований, по оценке экспертов «Деловой России», сократится более чем на одну тысячу в год. Кроме того, эта норма будет стимулировать антимонопольные органы каждый раз аргументированно доказывать доминирующее положение той или иной компании.
Среди новаций «четвертого пакета» — запрещение двойной ответственности (оборотного штрафа и изъятия «незаконного дохода») за одно и то же нарушение. ФАС будет не вправе возбуждать антимонопольные дела за ущемление интересов отдельных физлиц, что приведет к сокращению количества мелких дел.
Бизнес-сообществу удалось добиться исключения из «четвертого пакета» ряда негативных новаций, например распространение антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность. Также не будет введен новый вид регулирования в виде согласования с ФАС «правил торговой практики» (де-факто режим ручного управления частным бизнесом).
Из текста проекта закона исключен картельный штраф за координацию внутри группы лиц, а также регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных преференций. ФАС не получит доступа к налоговой тайне, не будет вводиться ответственность третьих лиц за разглашение коммерческой тайны, с 15 до пяти дней сокращен срок подготовки решения президиума ФАС. Две нормы в «четвертом пакете» можно назвать, по мнению эксперта «Деловой России» Алексея Ульянова, спорными. Это распространение антимонопольного регулирования на агентские договоры и введение правил недискриминационного доступа (ПНД) для компаний, не являющихся субъектами естественных монополий.
«Нам удалось добиться, чтобы ПНД выдавались не по желанию ФАС, а только после вступления в законную силу решения суда, и утверждались решением правительства, — прокомментировал ситуацию делорос. — Этот инструмент несет риски необоснованного и чрезмерного вмешательства в хозяйственную деятельность компании, установления ПНД в интересах самих монополистов».
«На две спорные нормы приходится свыше десятка позитивных для бизнеса норм, вошедших в четвертый пакет, и более десятка негативных норм нам удалось отбить, поэтому 20:2, — подсчитал Алексей Ульянов. — Это очень даже неплохой счет для нас».