Спад российской экономики во II квартале и «пике» на нефтяном рынке в августе привели к корректировке ряда макроэкономических прогнозов. Центральный банк РФ в базовый сценарий развития отечественной экономики заложил цены на нефть порядка 50 долл. за баррель в течение ближайших трех лет и продолжение рецессии до конца 2016 г. Между тем Международное энергетическое агентство считает, что спрос на нефть вырастет уже в нынешнем году.
Сокращение ВВП в апреле — июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., по оценке Росстата, составило 4,6%. Снижение по отношению к I кварталу равнялось 2%.
«Сильнее всего пострадала торговля (–9,9% год к году), внеся наибольший вклад в падение экономики (–1,7 п.п.), — подчеркивает руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. — На втором месте — обработка (–0,7 п.п.), спад в которой набирает обороты (–4,8% год к году во II квартале 2015 г. против –0,6% год к году в I квартале 2015 г.). Это свидетельствует о том, что ослабление рубля и, соответственно, повышение конкурентоспособности отечественных товаров не стали драйвером роста промышленного выпуска. Причина спада торговли и обработки среди прочего в слабом потребительском спросе, который пока не спешит восстанавливаться».
В качестве подтверждения этого тезиса г-жа Цепляева приводит данные опроса Левада-центра от 21—24 августа, в котором отмечается, что две трети россиян в последние 2—3 месяца стали экономить на товарах первой необходимости, то есть покупать более дешевые продукты, чем раньше.
«Тенденцию к сокращению демонстрируют все отрасли за исключением сельского хозяйства (+2,1% год к году во II квартале), — отмечает эксперт ЦМИ Юлия Сонина. — При этом сезонно-очищенные данные указывают на остановку его роста после оживления в начале года (–0,1% квартал к кварталу в апреле — июне против +4,4% квартал к кварталу в январе — марте). Складывается впечатление, что текущий потенциал роста выпуска отечественной сельскохозяйственной продукции, созданный продовольственным эмбарго, полностью реализовался в I квартале 2015 г. Дальнейший же рост ограничивается слабым потребительским спросом, отсутствием соответствующего сырья и инвестиций в расширение производственных возможностей отрасли (+0,2% год к году в 1-м полугодии 2015 г.)».
Рост ВВП в июле (+0,1% месяц к месяцу), по оценке экономистов ЦМИ, пока рано рассматривать как начало устойчивого восстановления экономики. В условиях низкой цены на нефть и сильного давления на рубль в августе риски углубления спада остаются значительными.
Выводы аналитиков ЦМИ коррелируют с предварительными данными Росстата об экономической динамике в последнем месяце лета. Так, индекс промышленного производства в январе — августе 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 96,8%. В августе текущего года по сравнению с августом 2014 г. индекс равнялся 95,7%. Немного лучше августовский индекс выглядит по сравнению с июлем нынешнего года — 100,2%, однако с исключением сезонного фактора его уровень — 99,7%.
Даже базовый сценарий не радует
На скромные показатели отечественной экономики эксперты Центрального банка наложили тревожные перспективы мирового энергетического рынка. «Банк России рассмотрел три сценария экономического развития с различными предпосылками о траектории ее (цены на нефть. — Ред.) изменения, которая будет складываться в зависимости от действия факторов со стороны спроса и со стороны предложения на мировых рынках, — говорится в сентябрьском прогнозе ЦБ. — Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть около 50 долл. за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть марки «Юралс» до 70—80 долл. за баррель в 2018 г., рисковый сценарий — сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл. за баррель в 2016—2018 гг.».
Кроме того, регулятор банковской системы предполагает сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении всего трехлетнего периода, правда, без значимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.
На выходе аналитики ЦБ получили в базовом сценарии снижение отечественного ВВП в интервале от –3,9 до – 4,4% в нынешнем году и продолжение рецессии в следующем, к счастью, в более скромных размерах (–0,5%). Экономический рост должен начаться лишь в 2017 г., причем он может составить не более 1%, а в дальнейшем — в 2018 г. — нас ожидают темпы роста экономики порядка 2—3%, близкие к общемировой динамике.
Инфляцию сдержит бедность
Потребительский спрос, служивший основным драйвером роста в былые годы, в краткосрочном периоде будет сдерживаться ухудшением ситуации на рынке труда, характеризующейся сокращением запросов на рабочую силу со стороны компаний и слабым ростом номинальной зарплаты как в частном, так и в государственном секторе. Увеличение потребительских расходов также будет ограничиваться сдержанным ростом необеспеченного потребительского кредитования при сохранении стабильной склонности населения к сбережению.
Интересно, что восстановление положительных темпов роста потребления в базовом варианте прогноза ЦБ предполагается только в 2018 г. (для символического роста ВВП в 0,5% в 2017 г. оно, по всей видимости, не понадобится). Это процесс начнется «по мере повышения доходов населения на фоне роста производственной активности, поддерживаемой активизацией инвестиций и положительной динамикой производительности труда, а также повышения доступности заемных ресурсов, в том числе с учетом снижения процентных ставок».
«Светлым пятном» базового сценария Центробанка стал прогноз инфляции: 6,5% в 2016 г. и по 4% следующие два года. Причиной остановки галопирующего роста цен, по мнению экономистов ЦБ, станут сдержанная динамика доходов и потребительского спроса в условиях реализации консервативной бюджетной политики и последовательной денежно-кредитной политики.
По мере снижения уровня инфляции и инфляционных ожиданий Банк России обещает снижать ключевую ставку. Тем не менее изменение процентной политики будет носить плавный характер, и до устойчивой стабилизации инфляции на низком уровне денежно-кредитная политика останется умеренно жесткой. «Это необходимо не только с точки зрения обеспечения снижения уровня инфляции и инфляционных ожиданий, но и с точки зрения поддержания финансовой стабильности», — объясняют свою позицию экономисты Центрального банка.
В целом, базовый прогноз Банка России выглядит довольно пессимистичным, как и сентябрьский прогноз экспертов консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, которые также ожидают снижения российского ВВП на 0,5% в следующем году. Но нужно иметь в виду, что они основываются на предположении, что цены на «черное золото» останутся на низком уровне. А нефтяные котировки славятся своей непредсказуемостью, и в сентябрьском отчете Международного энергетического агентства прогнозируется рост спроса на нефть.
Прогноз важнейших макроэкономических показателей на 2016—2018 гг.
|
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|
ВВП, % |
0,5 |
1 |
2 |
Инфляция, % |
6,5 |
4 |
4 |
Цена на нефть, долл. за баррель 50 |
50 |
50 |
|
Источник: ЦБ РФ |