Не приходить в гости позже десяти часов вечера или ранее восьми утра, не беспокоить во время нахождения на излечении в медицинском учреждении, не использовать нецензурные выражения или угрозы, а при каждом взаимодействии — представляться. Именно так должен вести себя профессиональный взыскатель задолженности, в народе именуемый коллектором. Соответствующие требования сформулированы в законопроекте Минэкономразвития России наряду с требованиями к действиям коллекторов, взыскиваемой задолженности, статусу должника.
На портале regulation.gov.ru c 14 сентября по 13 ноября идет публичное обсуждение трех взаимосвязанных законопроектов: «О деятельности по взысканию задолженности» (далее — Законопроект), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по взысканию задолженности“» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по взысканию задолженности“».
Это уже не первая попытка легализовать деятельность по взысканию задолженности. В 2011 г. Минэкономразвития России представляло на общественный суд проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженноти», которому не суждено было стать законом. В 2013 г. был принят Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», но в нем лишь одна статья (ст. 15) устанавливает требования к деятельности по взысканию задолженности, причем только по договору потребительского кредита (см. подробнее «ЭЖ», 2014, № 03, с. 12).
Понятие задолженности в Законопроекте сформулировано иначе, чем в версии проекта 2011 г. Под ней предлагается понимать денежное обязательство (выраженное как в рублях, так и в иностранной валюте), возникшее из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ, в том числе обязательство по возмещению судебных расходов. Как видно, контакты с коллекторами могут возникнуть не только в связи с невыплаченным кредитом. В формулировке, которая была использована в предыдущей версии Законопроекта, обязательства вследствие причинения вреда, например, не фигурировали.
Кроме того, в круг должников по замыслу разработчиков помимо рядовых граждан и индивидуальных предпринимателей попадут и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Но при этом положения Законопроекта не будут распространяться на отношения, возникающие из договоров между гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, предусматривающими денежные обязательства в размере не более 50 000 руб.
Коллектор — это звучит гордо
Законопроект содержит специальные ограничения для лиц, которые намерены заниматься деятельностью по взысканию задолженности. Так, непосредственно контактировать с должником (то есть встречаться лично, звонить, писать смс, сообщения по почте и в социальных сетях) будет вправе либо его первоначальный кредитор, либо последующий кредитор, к которому право требования долга перешло на законных основаниях, либо профессиональный взыскатель, который действует на основании заключенного с кредитором агентского договора.
При взыскании долга по договорам потребительского кредита требования будут жестче. Непосредственно контактировать с должником сможет первоначальный или новый кредитор, если он является кредитной организацией, предоставляющей потребительские кредиты, либо профессиональным взыскателем не менее года (это требование начнет действовать через год после вступления закона в силу). Однако перечисленные ограничения не будут распространяться на Агентство по страхованию вкладов, если оно станет кредитором на основании договора об уступке права (требования).
Плюс к перечисленным требованиям взыскателю будет запрещено допускать к непосредственному общению с должником лиц, у которых имеется неснятая или непогашенная судимость за преступления против личности, в сфере экономической деятельности или против государственной власти, а также лиц, имеющих заболевания, препятствующие осуществлению деятельности по взысканию задолженности (их перечень будет установлен подзаконным нормативным актом).
Чтобы получить статус профессионального взыскателя задолженности, компании (а такой статус смогут получить только компании) придется постараться. Во-первых, она должна быть внесена в Государственный реестр профессиональных взыскателей (с этого момента она приобретает соответствующий статус), сведения которого будут открытыми и общедоступными. Госпошлину за внесение в реестр сведений о коллекторской компании предлагается установить в размере 100 000 руб.
Во-вторых, профессиональным взыскателем сможет стать только хозяйственное общество с уставным капиталом не менее 3 млн руб., включенное в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных и т.д. (ст. 15 Законопроекта). Полный перечень требований к компаниям, намеренным стать профессиональными взыскателями, впечатляет.
Вежливость превыше всего
Статья 7 Законопроекта частично повторяет положения ст. 15 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ. В ней содержатся те самые правила вежливости, несоблюдение которых со стороны коллекторов становится проблемой должников: недопустимость взаимодействия с должником в нерабочее время, необходимость представиться и назвать коллекторскую компанию, от лица которой действует взыскатель. Есть, правда, и отличия. Например, в отношении получения согласия должника на совершение не поименованных в законе действий установлен конкретный срок — не ранее чем через месяц после возникновения просрочки. Речь идет о таких методах воздействия, как, например, общение лично, по телефону, почте или интернету с членами семьи или работодателем должника, размещение информации в интернете, в (на) жилом помещении или доме должника. Это ограничение может иметь большое значение в сдерживании коллекторских порывов, потому что у кредитора не будет возможности принудить должника согласиться на такие виды взаимодействия при выдаче кредита.
Если верить Законопроекту, под запрет попадут действия взыскателей, связанные с применением к должнику или иным лицам физической силы или угрозой ее применения, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения, применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц (п. 2 ст. 6 Законопроекта). Правда, все перечисленные действия и без усилий Минэкономразвития РФ уголовно наказуемы, потому приведенные положения Законопроекта больше выглядят как напоминание.
Законопроект запрещает взыскателям также сообщать должнику и третьим лицам не соответствующую действительности информацию относительно своей принадлежности к органам власти, передачи спора на рассмотрение суда, существа такого спора, правовой природы и размера задолженности, возможности применения к должнику мер воздействия или уголовного преследования.
Законопроект в случае успешного прохождения им всех кругов законодательного процесса должен вступить в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования (п. 1 ст. 24 Законопроекта). В уведомлении, размещенном на портале regulation.gov.ru, планируемый срок вступления в силу обозначен мартом следующего года. Однако с учетом того, скольким структурам данный законопроект не выгоден, сроки и возможность его вступления в силу пока остаются под большим вопросом.