Это лето мне посчастливилось провести вместе с моей подругой детства, с которой мы не виделись более двадцати лет — с тех пор, как она уехала жить и работать в Швецию. И вот я в Стокгольме: красивый город, интересные экскурсии, приятное общение.
В один из дней мы поехали посмотреть очередную достопримечательность — превосходно сохранившийся старинный замок Akeshof, расположенный недалеко от центра Стокгольма. Рядом — живописное озеро Judarsjon, вокруг огромный роскошный парк, словно приглашающий к отдыху от городского шума.
|
|
Замок Akeshof (Стокгольм, Швеция)
Архитектурный облик замка сразу напомнил Нарышкинскую усадьбу в Суворовском парке в Кунцеве. Оба ансамбля появились в XVII веке, однако разительное внешнее сходство обмануть не может. Перед глазами сразу возникли чернеющие провалы окон московской усадьбы, вид которой поражает запустением и небрежением…
Усадьба Нарышкиных (Москва, Россия)
*****
История замка Akeshof началась в 1635 году. Первоначально замок принадлежал королевскому чиновнику Aka Axelsson, но в дальнейшем был продан канцлеру юстиции Gabriel Stierncrona в 1720 году. Тот и начал перестройку внешнего вида замка, разрушив лестничную башню и переделав ее на шатровую крышу, сохранившуюся в этом виде до наших дней. Его сын David, наследник замка, с женой баронессой Agneta Wrede решил модернизировать и декорировать замок во французском стиле рококо, пригласив ведущего в то время архитектора Швеции Carl НArleman. Были построены флюгер и оранжерея. Неизменным в стиле 1600 года остался крестовый свод нижнего этажа. В то же самое время королевский художник Johan Pasch оформил Oхотничий зал и гостиную Agneta Wrede. Дворянский род Stierncrona прожил в Akeshof замке до 1800 года и закончил там свое существование.
В конце 1800 года замок был куплен фирмой Olsson & Rosenlund. С этого времени он стал приходить в упадок. Картины из Охотничьего зала были проданы торговцу, украсившему свой дом на Västra ТrädgArdsgatan. Сегодня они находятся в Стокгольмской Торговой Палате.
Сменяя одного владельца за другим, в конце концов, Akeshof был приобретен в 1904 году в государственную собственность. Началась новая страничка истории замка. В период с 1904 и до 80-годов здесь была больница, дом для умственно отсталых, лагерь для беженцев, школа и контора пастора. Картины из гостиной Agneta Wrede были свернуты и убраны еще в 1900 году, а затем были обнаружены в клинике S:T Eriks на чердаке.
С помощью Стокгольмского городского музея и госпожи Delly Nilsson, выросшей в этом доме, смогли восстановить обои в бывшей гостиной Agneta Wrede. В 1987 году началась полная государственная реконструкция замка. А в августе 1988 года Akeshof принял первых гостей. Сегодня замок Akeshof заполнен торжествами, конференциями, семинарами, дарит посетителям удивительные и незабываемые встречи с прошлым.
Посетители замка Akeshof
Даже во флигелях, когда-то предназначенных для проживания слуг, теперь устроены небольшие недорогие гостиницы, в которых могут остановиться все желающие. История продолжается…
*****
Вернувшись в Москву, я сразу пошла к Нарышкинской усадьбе. Контраст удручающий. Год назад здесь случился пожар, но это не стало поводом для восстановления уникального памятника русской культуры, богатая история которого до сих пор малоизвестна.
|
|
Первыми посетителями усадьбы Нарышкиных должны стать реставраторы
В 1690 году после подавления стрелецкого бунта Петр I подарил своему дяде, Льву Кирилловичу Нарышкину, бывшую вотчину князя Милославского. Лев Кириллович устроил здесь себе усадьбу на европейский лад — с прудами и садом. Вокруг стояли мраморные фигуры, а дом окружал парк.
В 1744 году его сын Александр Львович Нарышкин построил каменную церковь во имя Знамения Богородицы. При нем же боярские постройки обрели современные очертания, был заложен большой дом, разбиты сады и аллеи, построены оранжереи. Цоколь здания со стороны берега Москвы-реки укрепили кирпичной подпорной стенкой, оформленной как открытая терраса с лестничными сходами в парк. В подпорной стене дома был устроен небольшой двухколонный портик. По сторонам его стояли мраморные статуи Юпитера и Юноны (итальянские копии с античных оригиналов). Главный фасад дома был обращен к Москве-реке, а крутой берег спускался вниз ровным зеленым откосом.
В конце 18 века по его сторонам были сооружены деревянные сходы, а внизу у берега реки построили широкий деревянный помост. Позднее там была поставлена мраморная скульптурная группа "Похищение Прозерпины Плутоном", выполненная мастером Паоло Фрискорни. Несколько мраморных скульптур и бюстов, по большей части комические, украшали парк около дома.Нарышкины владели усадьбой 175 лет. В разное время в 17 - начале 19 в.в. здесь бывали царь Алексей Михайлович, Екатерина II и прусский король Фридрих-Вильгельм III.
Усадьба имела замкнутый камерный характер. В нее вела из Покровского, также имения Нарышкиных, прямая трехкилометровая аллея, заканчивавшаяся у Знаменской церкви. Эта аллея соответствует трассе современной Большой Филевской улицы и была специально построена перед посещением усадьбы Екатериной II 7 июля 1763 года. Перед домом, со стороны въезда, стояла голубая мраморная колонна с вензелем Екатерины II. В 1812 году главный дом сгорел и был отстроен заново в 1817 году. Тогда же были выстроены два симметричных одноэтажных флигеля, сооруженных в ампирных формах и подчеркивавших главную ось комплекса. В память посещения усадьбы королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в 1818 году, отцом Великой княгини Александры Федоровны, в саду поставили обелиск из белого камня с бронзовым вензелем и именем императора Александра I.
В 40-х годах XIX века в саду стояла статуя русской работы, датированная 1732 годом и изображавшая обнаженную женщину с поднятой рукой. Здесь же находилась старинная беседка в виде гриба, устроенная из основания старого дуба с дуплом и покрытая соломенной кровлей. В 1861 году усадьбу посетил император Александр II с императрицей Марией Александровной. В 1865 главную усадьбу приобрёл купец и меценат К.Т. Солдатёнков. После того как усадьба перешла к нему, главный дом в 1874 году перестроили, но с сохранением основных форм прежней постройки. Его фасад украсили широкими пилястрами, ленточным фризом и филёнками.
В 1913 году храм Знамения Богородицы был перестроен в византийском стиле по проекту архитектора С.Л.Соловьева. В дальнейшем у церкви были погребены последние владельцы усадьбы В.И. и Н.Г.Солдатенковы.
В разное время в усадьбе жили, отдыхали и работали многие деятели искусств. М.Ю.Лермонтов гостил в усадьбе со своей бабушкой, правда в отсутствие хозяина, который в то время там не жил. Будущий великий поэт, которому на тот момент было 14 лет, влюбился здесь в совсем юную девочку, не ответившую ему взаимностью.
Уже во времена Солдатенкова дружба с хозяином приводила сюда выдающихся современников. «До слёз наслаждался природой», — писал Л.Н.Толстой, побывав в Кунцеве. О поездках в усадьбу упоминал А.И.Герцен в романе «Былое и думы». Н.П.Огарев посвятил Кунцеву ряд стихотворений. Посетили усадьбу и другие известные люди: А.К.Саврасов, И.Н.Крамской, П.И.Чайковский, М.А.Врубель. Главный усадебный дом был принят на государственную охрану в 1960 году постановлением Совета министров РСФСР. До 1974 года дом был деревянным, но утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче.
О необходимости реставрации говорилось не раз, но дел не дошло даже до скромного ремонта. Внутри дом опустел, картины и книги были вывезены, скульптуры изуродованы, а потом вообще пропали. Правда, позже стало известно, что их перевез в свою мастерскую художник А.Н.Бурганов. Год назад в главном доме случился очередной пожар. Неравнодушные жители района написали множество бумаг в разные инстанции с просьбой реставрировать усадьбу и сделать из нее музей. Но город молчит. Только красивый верхний парк с прудом и вековыми деревьями, видевшими столько великих людей, радует посетителей. Сама же усадьба терпеливо ждёт своей очереди на ремонт.
Дождётся ли?….
Москва – Стокгольм, июль 2015 г.