Минпромторг России предлагает снять запрет на торговлю спиртным через интернет-магазины. Соответствующий проект постановления Правительства РФ с поправками в Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее — Правила), уже разработан министерством и размещен на портале ОРВ.
Министерство предлагает изложить в новой редакции п. 5 Правил, исключив из него запрет на продажу алкогольной продукции дистанционным способом. Таким образом, в Правилах останется запрет на такой способ продажи товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Действующий сейчас запрет на торговлю алкоголем через интернет был введен исключительно Правилами. Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, но в них нет запрета или ограничения на данный вид продажи.
Необходимость снятия запрета на продажу спиртного через интернет Минпромторг России обосновывает значительным неудовлетворенным спросом потребителей на покупку алкогольной продукции дистанционным способом. Как указано в паспорте проекта, принятие разработанного документа будет способствовать развитию онлайн-торговли продуктами питания в целом, повысит рентабельность продовольственных интернет-магазинов, а также обеспечит доступ на рынок малых и средних производителей вина, например винодельческих хозяйств Республики Крым и Краснодарского края.
Однако относительно реализации на практике предлагаемых изменений возникают вопросы.
В первую очередь отметим, что розничная торговля алкоголем — лицензируемый вид деятельности. Для получения лицензии необходимо соблюдение определенных требований. Одним из них является наличие у организации в собственности или на иных установленных законом основаниях стационарных торговых объектов и складских помещений определенной площади. Следовательно, продажу алкогольной продукции дистанционным способом смогут осуществлять только те интернет-магазины, которые соответствуют данному требованию. Использование торговых онлайн-площадок организациями, как правило, связано с желанием сократить расходы на содержание магазинов. А это, согласно действующему законодательству, невозможно. Требование по наличию соответствующих площадей в собственности или аренде, по сути, лишает интернет-магазины тех преимуществ, которые они получают при осуществлении дистанционной торговли продуктами питания. Напомним (см. «ЭЖ», 2015, № 35, с. 09), что Росалкогольрегулирование предлагает ввести дополнительные требования к складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В случае их утверждения организациям, решившим торговать алкоголем дистанционным способом, придется соблюдать его нормы, что приведет к дополнительным материальным издержкам.
Еще менее благоприятной выглядит ситуация для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющих розничную продажу произведенного ими вина и шампанского. Согласно ст. 16 Закона № 171-ФЗ при продаже своей продукции по месту нахождения ее производства они должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения, в которых организована розничная продажа, а также контрольно-кассовую технику. Следовательно, указанные субъекты могут продавать произведенную ими продукцию в розницу исключительно по месту нахождения производства. Таким образом, в случае принятия проекта постановления дистанционный способ торговли для них по-прежнему будет недоступен.
Кроме того, нельзя забывать и о наличии множества ограничений по продаже потребителям алкогольной продукции, установленных законодательством. Несомненно, они будут распространяться и на розничную торговлю через интернет, то есть дистанционным способом. Например, ч. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ запрещает продажу алкоголя в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и прилегающих к ним территориях. Сейчас указанное ограничение касается невозможности размещения стационарных торговых объектов вблизи названных учреждений, так как иная форма продажи алкоголя в розницу не допускается. Однако изменение правил продажи товаров дистанционным способом, предлагаемое проектом, приведет к тому, что данное требование Закона № 171-ФЗ будет распространяться и на продажу через интернет-магазины. Таким образом, на практике может возникнуть вопрос: если на прилегающей к детскому саду территории находится многоквартирный жилой дом, то можно ли доставлять в этот дом алкоголь?
Сложность разрешения этого вопроса заключается еще и в том, что не до конца понятно, что считать местом продажи товара при осуществлении покупки через интернет-магазин. Согласно п. 3 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре. Если же место передачи товара таким договором не определено — с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина, если иное не установлено законом или договором. Пункт 20 Правил, в свою очередь, предусматривает, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Если считать договор купли-продажи заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, то будет ли местом продажи место нахождения продавца?
Еще одной проблемой, на которой хотелось бы остановиться, является выполнение продавцами, осуществляющими торговлю дистанционным способом, положений ч. 5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, вводящего ограничение по времени продажи алкоголя. Его нельзя продавать с 23.00 до 8.00 по местному времени. Следовательно, курьеры не должны будут доставлять алкогольную продукцию в «неурочное» время, но кто сможет проконтролировать соблюдение требований закона? Кроме того, неясно, кто будет нести ответственность за данное нарушение, если доставку осуществляет, к примеру, транспортная или курьерская компания.
На наш взгляд, отмена запрета на дистанционную торговлю алкоголем требует внесения комплексных и не противоречащих друг другу изменений не только в Правила, но и в Закон № 171-ФЗ.