Работа над проектом бюджета на 2016 г. выходит на финишную прямую. В октябре главный финансовый план будет направлен в Госдуму, которая после внешне ярких, но, к счастью для зрителей, кратких обсуждений его одобрит. Минфин России предлагает по максимуму сократить социальные расходы и даже замахивается на оборонные, чтобы сохранить резервные фонды. Независимые эксперты предупреждают, что сокращение госрасходов, особенно инвестиций, приведет к снижению экономического роста.
Основные акценты (в нынешних условиях — идеальные цели) бюджетной политики обозначил на совещании в Ново-Огареве президент страны Владимир Путин.
«Необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость государственных финансов, существенно снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен, котировок, — подчеркнул глава государства. — Планируемый дефицит бюджета на будущий год не должен превышать 3% ВВП. Это один из важнейших ориентиров для правительства в ходе бюджетного процесса».
В центре внимания, по его словам, должно быть выполнение правительством социальных обязательств перед населением. Из федерального бюджета должны быть профинансированы наиболее важные задачи в здравоохранении, образовании, науке. Расходы государства на эти цели должны в полной мере отвечать требованиям и запросам со стороны общества.
Вместе с тем президент отметил, что «в текущих условиях особенно важно предусмотреть комплекс мер по преодолению рецессии в экономике, а также сохранить роль федерального бюджета как одного из ведущих инструментов развития».
С важностью этой задачи согласен и министр финансов Антон Силуанов, заявивший на правительственном часе в Госдуме: «Бюджет — это основной инструмент экономической политики государства. Российский бюджет — единственный элемент макроэкономической конструкции, который имел возможность растянуть процесс адаптации к новой макроэкономической ситуации на несколько лет благодаря наличию резервных фондов. Однако избежать этой адаптации нам не удастся».
За ближайшие три года, по мнению главы финансового ведомства, предстоит провести полную адаптацию бюджетной системы к новой экономической реальности, что означает снижение дефицита до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций.
«Нужно начать движение по плавному сокращению доли текущих расходов в структуре бюджета, мы должны задать повестку инвестиционного роста российской экономики, — уверен г-н Силуанов. —Наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета занимают расходы социального характера. Их эффективность остается низкой: не применяется принцип нуждаемости, пенсионные выплаты перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком. Нужно срочно решать вопрос повышения пенсионного возраста».
Минфин России, по оценке ученых Центра развития ВШЭ, подготовил два радикальных предложения по сокращению расходов бюджета на 2016 г. «Оба предложенных варианта предполагают, что сокращение «закрытой части» бюджета на 2016 г. составит 223 млрд руб., — комментирует инициативу финансового ведомства руководитель ЦР Наталья Акиндинова. — За счет этого общий объем расходов на силовой блок (оборона и правоохранительная деятельность) по сравнению с первоначальным планом может сократиться на 4,4%. Экономия же на социальной части бюджета (без учета экономии на госпрограммах) по «мягкому» варианту должна составить 266,3 млрд руб. (также 4,4%), а по «жесткому» варианту — 800,6 млрд руб. (13,2%). Суммарный объем сокращений в бюджете 2016 г. может составить от 769,3 млрд руб. до 1303,9 млрд руб.».
Сокращение объема ресурсов, перераспределяемых через бюджет не сопровождается ростом активности в частном секторе. «И происходит это не только потому, что в регионах продолжается ползучее повышение налогов, и не только потому, что доля напрямую связанных с бюджетом доходов населения превышает 30%, так что экономия на „социалке“ означает их затяжное сокращение в реальном выражении, — делает заключение г-жа Акиндинова. — По-настоящему ядовитой смесью является сочетание туманного видения будущего и явно возводимых внутренних и внешних барьеров для предпринимательской деятельности, в том числе для иностранных инвестиций».