В четверг, 24 сентября, на саммите ретейла России и стран Евразийского экономического союза замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал, что в разрабатываемой Минпромторгом программе адресной продовольственной помощи смогут участвовать 15—16 млн человек. Финансирование программы предполагается из федерального бюджета — потребуется около 240 млрд руб.
Стратегию развития адресной продовольственной помощи Минпромторг направил в правительство в середине сентября. Теперь, со слов В. Евтухова, стали известны ее основные параметры.
Программа должна стимулировать потребление продуктов питания, развитие торговли, общественного питания и сельского хозяйства. Как в четверг стало ясно — стимулировать вбросом 240 млрд руб. «Приобрести по продовольственной карте можно будет только продукцию отечественного производства», — особо отметил В. Евтухов. Иными словами, речь идет о поддержке отечественного производителя. В большинстве других стран, где используются продовольственные карточки, внимание обращается на цену продуктов, которые по ним можно закупать, а не на место их производства.
Программа разбита на два этапа. Первый этап (до 2017 г.) называется «Продуктовая карта». Отдельным категориям граждан предлагается перечислять на карту деньги для покупки набора заранее определенных товаров в магазинах, на рынках и в других торговых объектах. Второй этап (2018—2020 гг.) предполагает организацию социального питания (бесплатного или льготного) в специальных кафе и столовых.
Но стоит четко делить нуждающихся в помощи на тех, кто в своих домах ведет нормальный образ жизни, но в силу разных причин испытывает сложности с питанием. Этим людям нужны талоны на покупку пищи себе и детям. И — на бездомных, для которых разворачиваются полевые кухни, налаживается питание в ночлежках. Это совершенно разные категории граждан. Судя по известным фрагментам программы Минпромторга, эта разница в документе не учитывается. Однако именно в России, судя по наблюдениям экономистов и социологов, растет число семей, в которых оба родителя имеют постоянную работу, обладают профессиональной квалификацией, но которым не хватает совокупного дохода на организацию сбалансированного питания. Вряд ли они поведут детей в социальную столовую.