Минэкономразвития России продолжает работу по совершенствованию контрактной системы — очередной разработанный министерством законопроект размещен для публичного обсуждения, которое продлится до 6 октября. Изменения, предлагаемые разработчиками, коснутся порядка определения цены контракта, обеспечения исполнения контракта и заявок, обязательных условий, подлежащих включению в контракт, условий и порядка размещения заказов у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных предприятий.
На портале regulation.gov.ru до 6 октября проходит публичное обсуждение разработанного Минэкономразвития России законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Законопроект). В документе предлагается внести несколько существенных поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит оптимизировать процедуры осуществления закупок и повысить их эффективность.
В случае принятия поправок закон с предлагаемыми Минэкономразвития изменениями вступит в силу с момента официального опубликования (ст. 2 Законопроекта).
В цену закупки у единственного поставщика войдут налоги
Законопроект содержит несколько важных поправок, касающихся цены контракта.
Во-первых, начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должна будет формироваться с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (ч. 1.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в ред. Законопроекта). Сейчас в Законе № 44-ФЗ такого требования нет, однако в качестве одного из способов определения и обоснования цены контракта указан затратный метод, который учитывает в том числе издержки поставщика (исполнителя, подрядчика) на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Этот метод применяется по остаточному принципу, если остальные четыре предусмотренных законом метода применить нельзя, или же в дополнение к ним (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Во-вторых, предлагается внести изменения в обязательные условия, подлежащие включению в контракт (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Так, в действующей редакции Закона № 44-ФЗ закреплено, что в контракте должен быть определен порядок и сроки оплаты заказчиком товаров (работ, услуг). Законопроект вводит ограничение: срок оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Причем это правило будет относиться и к оплате отдельных этапов исполнения контракта.
Кроме того, обязательное условие об уменьшении суммы, которую заказчик обязан уплатить, на сумму связанных с оплатой контракта налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней, будет относиться не только к контрактам с физическими лицами (как это есть сейчас), но и к контрактам с компаниями (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Законопроекта). Для тех организаций, которые используют специальные налоговые режимы, это новое правило станет решением затяжной проблемы с оплатой и возвратом НДС, плательщиками которого они не являются.
Казенные учреждения освободят от обеспечения заявок
Действующая редакция ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требует обязательно включать в государственный или муниципальный контракт условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных последним в качестве обеспечения исполнения контракта, если использовалась такая форма обеспечения. В Законопроекте уточняется, что это обязательное условие должно касаться и случаев, когда по мере исполнения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) предоставляет заказчику обеспечение в меньшем размере и, возможно, изменяет его способ (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Заметим, что уменьшение обеспечения — это единственный случай, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения, лишь при условии, что исполнение контракта происходит и фиксируется поэтапно (письмо Минэкономразвития России от 29.09.2014 № Д28и‑1851).
Чтобы снять все вопросы, которые возникают у сторон контракта при отзыве лицензии у банка, выдавшего в качестве обеспечения банковскую гарантию, Законопроект предусматривает новое условие, подлежащее включению в контракт — срок, в течение которого поставщик (подрядчик, исполнитель) в подобном случае должен будет предоставить новое обеспечение исполнения контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Законопроекта).
Особое преимущество могут получить федеральные и муниципальные казенные учреждения — их разработчики Законопроекта предлагают освободить от обязанности предоставлять обеспечение заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой форме (ч. 4 ст. 44, п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ в ред. Законопроекта).
Конкретизированы основания признания закрытого конкурса несостоявшимся
Согласно ст. 92 Закона № 44-ФЗ в действующей редакции в случае признания закрытого конкурса, закрытого аукциона с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона несостоявшимся заказчик вправе внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (исполнителя, подрядчика) либо по согласованию с уполномоченным органом власти провести закупку у единственного поставщика. Законопроект конкретизирует понятие признания определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. В отношении закрытого конкурса (с ограниченным участием, двухэтапного) к таким случаям относятся:
-
отсутствие поданных заявок по окончании срока подачи заявок на участие;
-
отклонение конкурсной комиссией всех поданных заявок;
-
отказ участника, которому присвоен второй номер, от заключения контракта;
-
непризнание кого-либо из участников соответствующим установленным единым или дополнительным требованиям по результатам предквалификационного отбора.
Основаниями для признания закрытого аукциона несостоявшимся станут отсутствие поданных заявок по окончании срока подачи заявок и принятие решения об отказе в допуске к участию всех участников закупки по результатам рассмотрения заявок.
Предоставление преференций для некоторых поставщиков изменится
Для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов Законом № 44-ФЗ предусмотрены некоторые преимущества (ч. 4 ст. 27). Законопроект содержит поправки, которые затронут порядок предоставления преимуществ указанным категориям субъектов.
Так, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы при подаче заявок на участие в открытом конкурсе необходимо будет заявить о своем намерении воспользоваться привилегированным положением (например, в части ценового преимущества до 15%).
Представления документов, подтверждающих право на указанное преимущество, будет недостаточно (подп. «ж» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ в ред. Законопроекта). Каким образом необходимо делать такое заявление и потеряют ли без него субъекты право на преимущество, в Законопроекте не сказано. Возможно, что по аналогии с субъектами малого предпринимательства и социально оринтированными некоммерческими компаниями, им нужно будет представлять декларацию о наличии соответствующего статуса (см. письмо Минэкономразвития России № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/13590/14 от 04.04.2014).
Преимущества субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заключается в том, что закупки у них для заказчиков являются обязательными в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Законопроектом предлагается включать в этот лимит и контракты, заключенные по результатам несостоявшихся процедур в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если участниками закупки были только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации и начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 млн руб. (ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).