Готовимся к Евразийскому форуму

| статьи | печать

16 ноября 2015 г. в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты России состоится Евразийский промышленный форум «Развитие коллективных форм хозяйствования». Как свидетельствует мировой и отечественный экономический опыт — это один из перспективных путей преодоления нарастающих противоречий между общественным характером труда и частной формой присвоения произведённых благ.

*****

Тема форума не случайна. Традиционное присвоение прибавочного продукта усугубляет неравенство в обществе, усиливает социальную напряжённость. Перенос вектора развития в область создания предприятий со справедливым распределением доходов позволит перейти к формированию в XXI веке экономики, основанной на синергии солидарности и справедливости между трудом и капиталом.

Евразийский промышленный форум призван стать постоянно действующей площадкой для обсуждения актуальных проблем промышленного развития, интеграции, формирования новых гармоничных производственных и социальных отношений, создания законодательных гарантий справедливого распределения прибавочной стоимости.

Организаторы Форума: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Администрация Липецкой области, Евразийская экономическая комиссия, Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию, Центральный экономико-математический институт РАН, Союз народных предприятий Урала, газета «Экономика и жизнь».

Будут обсуждены проблемы и перспективы развития коллективных форм хозяйствования как важной составляющей промышленного рывка в России, мировой и российский опыт деятельности предприятий, принадлежащих работникам, вопросы законодательного и нормативно-правового обеспечения массового создания коллективных предприятий (в частности, народных предприятий и кооперативов) в странах-участницах ЕАЭС. В работе форума участвуют представители торгово-промышленных палат российских регионов и стран-участниц ЕАЭС, законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, руководители ведущих отечественных народных предприятий и кооперативов, учёные и специалисты.

*****

В 1998 г. был принят Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Однако за прошедшие 17 лет не удалось внести ни одной поправки. Сторонники либерального курса развития российской экономики успешно блокировали все попытки, ссылаясь на отрицательные заключения правительства, профильных комитетов Госдумы и конъюнктурных экспертов, держащих «нос по ветру».

Но времена меняются…

В декабре 2014 г. в г. Набережные Челны состоялась конференция «Правовые и экономические проблемы функционирования акционерных обществ работников (народных предприятий)». В ней приняли участие руководители народных предприятий, учёные, специалисты, представители региональных администраций.

По итогам обсуждения результатов производственно-хозяйственной деятельности, актуальных проблем и целесообразных путей их решения в форме предложений были согласованы и утверждены поправки в 115-ФЗ — Федеральный закон о народных предприятиях.

О внесении изменений в Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3611)

1) часть 2 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом»;

2) пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«Народное предприятие может быть создано путём учреждения вновь и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путём преобразования любой коммерческой организации»;

3) в статье 4:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51% его уставного капитала.

Работникам народного предприятия, более 45% уставного капитала которого принадлежит физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или юридическим лицам, должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51% уставного капитала, не позднее чем на дату окончания десятого финансового года после года создания народного предприятия.

Работникам народного предприятия, от 35 до 45% уставного капитала которого принадлежит физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или юридическим лицам, должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51% уставного капитала, не позднее чем на дату окончания пятого финансового года после года создания народного предприятия.

В случае, если в сроки, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, работникам народного предприятия не будет принадлежать указанное выше количество акций народного предприятия, народное предприятие в течение одного года должно преобразоваться коммерческую организацию иной формы собственности. По истечении указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном прядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности в момент его создания участники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся её работниками, должна быть менее 49 процентов уставного капитала народного предприятия, если договором о создании народного предприятия на периоды не более установленного пунктом 2 настоящей статьи не предусмотрено иное»;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 100 000 рублей»;

4) в статье 5:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Народное предприятие ежегодно с соблюдением ограничений, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, вправе увеличивать свой уставный капитал путём выпуска дополнительных акций на сумму не более суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. На вновь принятых на работу работников народного предприятия действие пункта 2 настоящей статьи распространяется при условии, если они проработали не менее шести месяцев в отчётном финансовом году.

Решением общего собрания акционеров народного предприятия вышеуказанный срок для отдельных категорий вновь принимаемых на работу работников может быть увеличен, но не более чем до тридцати шести месяцев»;

5) в статье 6:

а) абзац 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Если по каким-либо причинам, в том числе в результате наделения акциями в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, у одного работника-акционера оказалось количество акций народного предприятия, превышающее установленную уставом народного предприятия максимальную долю, народное предприятие обязано выкупить у такого работника-акционера те акции, которые образуют указанное превышение, а работник-акционер обязан продать их народному предприятию. Выкуп производится по выкупной стоимости акций народного предприятия в течение трёх месяцев с даты образования такого превышения»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Акционер народного предприятия может продать или иным образом произвести отчуждение принадлежащих ему акций народного предприятия другому физическому или юридическому лицу только в случаях и способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом»;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия, в течение трёх месяцев с даты расторжения трудового договора, по выкупной стоимости, утверждённой на момент увольнения»;

г) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Акционеры народного предприятия — физические лица, не являющиеся его работниками, и юридические лица имеют право в любое время продать по договорной цене принадлежащие им акции в первую очередь работникам-акционерам народного предприятия, самому народному предприятию или его работникам, не являющимся его акционерами.

Действие настоящего пункта не распространяется на уволившихся работников-акционеров, упомянутых в пунктах 4—6,10 настоящей статьи»;

д) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Действие пунктов 4—6 настоящей статьи распространяется на наследников умерших работников-акционеров после даты вступления их прав наследования в законную силу, на граждан, получивших акции народного предприятия при разделе имущества, а также на уволившихся работников-акционеров, упомянутых в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, после даты вступления их прав владения акциями в законную силу»;

6) в статье 7:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Выкупная стоимость всех акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров, при этом указанная стоимость не должна быть ниже номинальной стоимости акции»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. На народном предприятии для выкупа акций народного предприятия у уволившихся работников-акционеров, а также у акционеров, упомянутых в пункте 3 статьи 3 и пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, создаётся специальный фонд акционирования работников, который не может быть использован для других целей»;

7) в статье 9:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 25 человек. При снижении указанной численности, народное предприятие обязано в течение одного года привести её в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы»;

б) пункт 4 признать утратившим силу;

8) пункт 12 статьи 10 признать утратившим силу;

9) пункт 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«1. Контрольная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия, соблюдением прав работников-акционеров».

Данные изменения и дополнения в Федеральный закон № 115-ФЗ, а также предложения других участников, будут обсуждаться на форуме. С особым интересом ожидаются выступления представителей стран, входящих в Евразийский экономический союз. В частности, рекомендации относительно совместных действий в рамках ЕАЭС.

В резолюции форума Торгово-промышленной палате РФ будет рекомендовано активно участвовать в разработке законопроекта о внесении поправок в Федеральный закон № 115-ФЗ и призвать думские фракции подняться над партийными амбициями и в рамках нормотворческой деятельности совместно и всемерно содействовать развитию коллективных форм хозяйствования в России.

*****

Предвидим скепсис некоторых читателей: коллективные предприятия — это отголосок артелей и общин прошлого. А XXI век — это экономика знаний, высоких технологий, информатизации и т.д.

Но вот точка зрения профессионалов: общество будет содействовать зарождению экономики совместного потребления (sharing economy), приобретающей распространение через идею о коллективном использовании благ незнакомыми друг с другом людьми (Slon.ru, 2 июня 2015 г.).

Информация к размышлению

Необходимо «обращать особое внимание на баланс общественной и частной деятельности… для распределения прав на владение результатами совместной работы». Сохранить право на частное вознаграждение для тех, кто делает значимый вклад, прикладывает наибольшие усилия. Такой подход позволит сообществам обеспечить выгоду для всех участников экосистемы (Тапскотт Дон, Энтони Уильямс «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё». BestBusinessBooks, 2009 г.).

По мнению авторов, усиливается тенденция к эффективному массовому сотрудничеству и коллективным действиям людей, преследующих не свои личные сиюминутные цели, а участвующих в работе на солидарный и долгосрочный интерес. Формируются условия преодоления отчуждения большинства от обмена знаниями, властью и капиталом, а следовательно, от распределения экономических результатов (там же).

Как говорится, ни убавить, ни прибавить!

Хотелось бы надеяться, что Евразийский промышленный форум задаст необходимый вектор актуальным реформам в российской экономике.