По сообщению Российского союза автостраховщиков (РСА), оформление мелких аварий без вызова полиции быстро набирает популярность.
По итогам августа доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции, то есть по европротоколу, составила 22,1%. По итогам 2014 г. удельный вес оформления ДТП по европротоколу составил 10,5%, по итогам июля 2015 г. — 18,3%. Рост числа оформлений по европротоколу рос и в Москве, где традиционно был ниже общероссийского, и в регионах. В столице рассматриваемый показатель вырос с 5—6% до 14 и 19% в июле и августе соответственно.
По итогам 2014 г. было зафиксировано троекратное снижение отказов в выплате при европротоколе на основании некорректно заполненного извещения о ДТП (25% против 75—80% в предыдущие периоды). По мнению главы РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, применять европротокол стали чаще из-за введения штрафов за неоставление места ДТП при незначительных авариях, а также информационно-разъяснительной кампании по популяризации Европротокола.
«Мы старались донести, что 80% всех ДТП покрываются его лимитом — то есть до 50 000 руб., — и что не нужно из-за помятого бампера или царапины на крыле собирать огромные пробки», — прокомментировал полученные данные И. Юргенс, добавив, что «оценить, покрывается ли нанесенный ущерб лимитом в 50 000 руб., возможно самостоятельно».
Оформить ДТП на месте мелкой аварии можно без вызова сотрудников полиции, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, не нанесен ущерб чьим-либо жизни или здоровью, а также имуществу третьих лиц; если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии.
Несмотря на рост страховой грамотности автовладельцев, у водителей еще возникают проблемы при заполнении п. 16 бланка извещения «Обстоятельства ДТП». В сообщении РСА говорится, что водители «либо проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция п. 16). Также и по п. 17, «Схема ДТП»: здесь водители нередко либо вообще не приводят схему ДТП, либо изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. Отсутствие же такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении», — говорится в сообщении страхового Союза.
Страховщики также напомнили о важности наличия двух пар подписей обоих водителей в п. 15 и п. 18 извещения о ДТП, что подтверждает отсутствие разногласий относительно причин и обстоятельств ДТП. После заполнения документов каждый водитель должен не позднее чем в пятидневный срок, передать своему страховщику заполненный экземпляр своего извещения. Запрещено в течение 15 дней после даты ДТП ремонтировать поврежденный автомобиль, так как в этот срок страховая компания вправе требовать представить его на осмотр.
Глава РСА и ВСС считает, что опасения автомобилистов будут продолжать снижаться, а число ДТП, оформленных без вызова сотрудников полиции, возрастать. «Это простая, удобная, повсеместно в Европе используемая процедура», — сказал И. Юргенс о европротоколе.