На четверг, 8 октября, намечено заседание правительства, на котором должен быть дан ответ на настойчивый вопрос Минфина, где денег взять и на чем еще экономить. Похоже, что подтягивать пояса придется невинным гражданам.
На 8 октября назначено рассмотрение проекта бюджета на 2016 г. Как ранее говорил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, «там и узнаете, какая на кого будет нагрузка» (цитата по БФМ).
Пока известно только, что нефтяники отбились от планов министра финансов Антона Силуанова получить с них дополнительно в бюджет 600 млрд руб. Также не были приняты высшей властью иные предложения по наращиванию поступлений в казну — с такой, говорят, путинской формулировкой: «Идите еще подумайте».
Однако экономика падает, доходов на расходы не достает, надо изыскать где-то деньги — хоть бы полмиллиарда. Это, заметим, при том, что о справедливой индексации пенсий и зарплат речь уже не идет, и при сокращении финансирования госпрограмм и в целом расходов госведомств.
Заговорили о том, что раз не удалось «постричь» нефтяников, попробуют металлургов. Звучат и другие гипотезы. Вариации могут быть разные, но общий тренд уже устоялся — при любом раскладе «стрижке» подлежит население.
Бюджетные расходы этого года спешно сокращали на десять, а по некоторым позициям и на 20%. Половину экономии получили от компаний, государственных прежде всего. Но они учатся обороняться, дальше за каждую копейку с ними придется вести затяжные бои. Вторая половина сокращения расходов бюджета, как подсчитал экономист Сергей Алексашенко, «получена за счет пенсионеров и бюджетников, можно еще немного их потрясти. Ведь, молчат, не сопротивляются?»
По мнению экономиста, «самый лучший способ отъема государством денег у населения... эмиссия, то есть работа печатного станка в интересах бюджета». Это чревато инфляцией. Против этого обязан выступать ЦБ.
Не определена позиция президента по инфляционному наполнению бюджета. Но, кажется, выявлены две главные идеи, одна из которых должна победить в четверг, 8 октября: или повышаем налоги и сборы на сырьевиков, или идем на эмиссию.
А можно использовать и оба механизма сразу — чтобы никому жизнь медом не казалась.