Минюст России подготовил проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Проекты), предусматривающие обязательное ведение видеозаписи судебных заседаний.
Согласно действующему процессуальному законодательству РФ видеозапись при разбирательстве гражданских, арбитражных административных и уголовных дел с приобщением видеоматериалов к протоколу судебного заседания хоть и допускается, но не является обязательной и зависит от наличия технической возможности и усмотрения судьи. На сегодняшний день далеко не все суды имеют соответствующее оборудование, чтобы такую видеозапись вести.
Разработчики Проектов предлагают сделать видеозапись судебного заседания обязательной. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в УПК РФ (ст. 259), ГПК РФ (ст. 228, 299), АПК РФ (ст. 155) и Кодекс административного судопроизводства РФ (ст. 204, 205).
Поправки были разработаны во исполнение указания Президента РФ от 06.12.2012 № 3258 о реализации принципа независимости судебных решений в части обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства.
Если проекты примут, то будет создано единое федеральное хранилище долгосрочного хранения видеозаписей с расчетным объемом ежегодного хранения записей 17,5 Тбайт.
Кроме того, введение обязательной видеозаписи судебных заседаний потребует оснащения залов судебных заседаний как в федеральных судах, так и залов судебных заседаний мировых судей соответствующими техническими средствами.
Вступление в силу положений законопроектов в части федеральных судов предполагается после завершения необходимых работ — с 1 января 2018 г., а для мировых судей — с 1 января 2019 г. Проектами предусмотрено, что фактическое исполнение законопроекта планируется возложить на Судебный департамент при ВС РФ.
Если Госдума поддержит инициативу Минюста России, это позволит, по мнению разработчиков, повысить гарантии постановления судами законных, обоснованных и справедливых решений и обеспечить судебную защиту прав и законных интересов участников судопроизводства.
Оценивая инициативу Минюста России, необходимо отметить, что необходимость проведения видеозаписи судебных заседаний назрела уже давно. Это нововведение позволит избавиться от многочисленных казусов, с которыми приходится сталкиваться практикующим юристам, когда содержание протокола судебного заседания не полностью соответствует, а подчас и вовсе не соответствует тому, что действительно происходило в зале суда.
Однако тут возникает несколько вопросов к разработчикам Проектов. Во-первых, видеозапись предлагается сделать обязательной только в рамках рассмотрения дела в первой инстанции? Почему бы не распространить это правило, например, на апелляционную инстанцию. Ведь в соответствии с положением ч. 5 ст. 330 ГПК РФ в апелляции суд может перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции. Будет ли в таком случае обязательна видеозапись?
Кроме того, неясно, с чем связано отсутствие в Проектах упоминания о введении обязательной видеозаписи при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Значительных дополнительных финансовых издержек данная мера бы не потребовала, так как районные суды и участки мировых судей все равно планируется оснащать необходимым оборудованием. Вряд ли найдутся специалисты и эксперты в указанной области, которые выскажутся против введения обязательной видеофиксации происходящего в зале судебного заседания при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Представляется, что Проекты, при всей их актуальности, содержат некоторые упущения, которые еще можно исправить в ходе обсуждений в Госдуме.
До 10 октября законопроекты будут проходить общественное обсуждение.