Направлять поручения и информацию сотрудникам по электронной почте очень удобно — это экономит время, а кроме того, руководитель всегда сможет вспомнить, какие именно задания давал работнику и какие документы направлял. Поэтому на первый взгляд кажется, что доказательственная сила электронной переписки очевидна и будет очевидна суду в случае трудового спора. Однако это далеко не так. При каких условиях электронная переписка будет иметь юридическую силу, читайте в этой статье.
C развитием информационных технологий в России электронный документооборот стал завоевывать одно из самых консервативных пространств — сферу трудового права. На сегодняшний день практически каждая организация использует электронную переписку с работниками. Преимущества очевидны — важная информация и распоряжения руководства компании доводятся до работников в считанные минуты. Однако при всем удобстве использования электронных средств связи руководителям необходимо понимать, что с юридической точки зрения информирование работника с их помощью может быть небесспорным. В частности, вопросы вызывает возможность использования электронной переписки в качестве доказательства в суде в случае возникновения трудового спора.
Электронная переписка как доказательство в суде
Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что участники процесса в защиту своих интересов могут представлять в суд в качестве доказательств любые сведения, в том числе документы, аудио-, видеоматериалы и прочее. Суд определяет относимость и допустимость доказательств (ст. 59 и 60 ГПК РФ). Доказательства суд будет оценивать по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Таким образом, законодательных ограничений для приобщения электронной переписки к материалам дела нет.
Как показывает анализ судебной практики по трудовым спорам, суды при разрешении спора исследуют в том числе и электронную переписку (см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 08.09.2014 по делу № 33-18597, Верховного суда Республики Татарстан от 01.06.2015 по делу № 33-7315/2015 и др.).
В одном деле суд признал законным увольнение работника, который направил по электронной почте письмо со сведениями, относящимися к коммерческой тайне компании-работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.06.2015 по делу № 33-19433/2015). В другом деле в компании была запланирована аттестация работников. Работнику по электронной почте были направлены аттестационные материалы, которые он должен был заполнить и направить обратно работодателю не позднее определенной даты. Поскольку доказательств того, что работник получил направленные по электронной почте аттестационные материалы, работодатель представить не смог, суд посчитал, что дисциплинарное взыскание было наложено на работника незаконно (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2014 по делу № 33-27825/2014).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что некоторые суды не признают электронную переписку допустимым доказательством по делу до тех пор, пока не получат доказательств того, что в ней участвовали именно те лица, от имени которых отправлялись электронные письма (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 27.05.2015 по делу № 33-3251/2015). Очевидно, что представить такие доказательства непросто.
Электронную переписку как способ коммуникации с работником лучше закрепить в локальном нормативном акте
Чтобы упрочить позиции электронного документооборота в компании, можно предусмотреть соответствующий порядок в локальных нормативных актах компании. Регламентация внутренней электронной переписки локальным нормативным актом придает электронным письмам юридическую силу при рассмотрении трудовых споров судом либо гострудинспекцией.
Локальный акт должен включать в себя регламент использования сотрудниками электронной почты, сроки ответа на письма, сроки хранения полученных и отправленных сообщений и пр. В перечень правил организации обмена сообщениями по электронной почте можно включить: обязанность работника уведомлять отправителя электронного письма о его получении, обязанность работника регулярно проверять поступление электронной почты, возможность проверки содержимого почтового ящика работника без его уведомления системным администратором компании.
Также в регламент использования электронной почты важно включить пункт о том, что переписка между работодателем и работником приравнивается к обмену документами на бумажных носителях.
Можно ли знакомить сотрудника с локальным актом по электронной почте
Сотрудники должны быть ознакомлены с локальным актом под роспись (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Если работник не будет ознакомлен с локальным актом должным образом, то в случае нарушения установленных требований у работодателя не будет оснований для привлечения нарушителя к ответственности.
Так, например, в одном деле работодатель уволил работника за то, что тот хранил пароль от компьютера на своем рабочем столе в нарушение требований локального нормативного акта компании. Работник обратился в суд с требованием о признании увольнения незаконным, поскольку его не ознакомили под подпись с требованиями локального нормативного акта к условиям хранения паролей. Работодатель против иска возражал, поясняя, что локальный нормативный акт с правилами хранения паролей направлялся всем сотрудникам по электронной почте. Однако суд этот довод отклонил, указав, что согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (Определение Московского городского суда от 28.03.2011 по делу № 33-8257).
Возможность ознакомить работников с локальными нормативными актами работодателя прямо предусмотрена в ТК РФ только в отношении лиц, заключающих трудовой договор о дистанционной работе (ч. 5 ст. 312.2 ТК РФ).
В принципе, ознакомление остальных работников с корпоративными документами также может происходить и по электронной почте. Для этого к электронному сообщению необходимо приложить скан-копии локальных нормативных актов и приказов работодателя о введении их в действие. В тексте сопроводительного письма необходимо указать, в какой срок работники должны ознакомиться с локальным нормативным актом и расписаться в этом. Иными словами, сам локальный акт направить по электронной почте можно, но подпись работника, подтверждающая ознакомление с этим актом, должна быть «живая».
На практике, чтобы оформить ознакомление работника с локальным актом, можно использовать один из следующих способов. Например, к локальному нормативному акту прикладываются листы ознакомления, на которых работники проставляют личную подпись и дату ознакомления. Возможно также оформить специальный журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами. Используется также и единый лист ознакомления с локальными актами работодателя, который прилагается к трудовым договорам с работниками.
Впрочем, некоторые компании используют для ознакомления и современные информационные программы. И хотя иногда такой способ ознакомления сотрудников с локальными актами вызывает вопросы у гострудинспекции, суды не находят в нем нарушений действующего законодательства.
Так, например, в одном деле гострудинспекция вынесла предписание компании, об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе касающихся порядка ознакомления работников с локальными нормативными актами.
Компания это предписание оспорила в суде, приводя следующие аргументы. В компании принято электронное делопроизводство и документооборот. Каждый сотрудник имеет свой электронный ключ. Для ознакомления с локальными нормативными актами работник входит в систему электронного документооборота под своим электронным ключом, знакомится с электронной версией документа, после чего нажимает кнопку «Ознакомиться», что означает подписание документа электронной подписью. Далее работники компании сохраняют лист ознакомления, который распечатывается и вкладывается в папку делопроизводителя. Суд признал такой порядок ознакомления с локальными актами соответствующим закону и отменил предписание гострудинспекции (решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 16.01.2014 по делу № 2-1091/2014~М‑20/2014).
Ознакомление сотрудников с индивидуальными актами
А вот индивидуальные акты, к примеру, приказы работодателя, направлять сотрудникам по электронной почте нельзя. Дело в том, что ряд норм ТК РФ (ч. 2 ст. 68, ч. 2 ст. 84.1, ч. 6 ст. 193) содержат требования об ознакомлении с кадровыми документами под подпись.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 193 ТК РФ при отказе работника от ознакомления с приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания под подпись составляется соответствующий акт. Таким образом, законодатель прямо предусмотрел необходимость личного присутствия работника при ознакомлении с приказами, касающимися его трудовой деятельности.
Исключение сделано только для дистанционных работников (ч. 2 ст. 312.5 ТК РФ).
В судебной практике встречаются решения, в основу которых положены доказательства об ознакомлении с кадровыми документами по электронной почте.
В одном деле с работником заключили срочный трудовой договор. Незадолго до окончания срока его действия директор подписал приказ о продлении договора на один месяц и направил приказ и допсоглашение к трудовому договору по электронной почте. Работник на письмо не ответил и документы не подписал, однако продолжил работать после даты окончания срока, установленного основным трудовым договором. Через месяц работодатель уволил работника по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Посчитав увольнение незаконным, работник обратился в суд.
Работник полагал, что в соответствии с п. 2 ст. 77 ТК РФ трудовой договор стал бессрочным, поскольку работодатель не расторг его в срок. А допсоглашение, по мнению работника, принимать во внимание нельзя, поскольку он его не подписал.
Работодатель полагал, что, приступив к работе после истечения срока основного договора, работник согласился с условиями допсоглашения. В результате суд первой инстанции встал на сторону работодателя. Основанием такого решения стали скриншоты, которые содержали дату и время отправки в качестве приложения к электронному сообщению дополнительного соглашения и приказа о продлении срока действия трудового договора.
Апелляция с такой позицией не согласилась. Но не потому, что отказалась принимать электронную переписку в качестве доказательства, а потому, что трудовой договор и допсоглашения к нему, чтобы они имели законную силу, должны подписывать обе стороны (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.08.2014 по делу № 33-6402/14).
Согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Зачастую руководители направляют запрос объяснений от подчиненных по электронной почте, ошибочно считая, что этого достаточно для соблюдения порядка наложения дисциплинарного взыскания.
Если работник представил объяснение либо не оспаривает факт получения запроса, то проблемы не возникает.
В случае же трудового спора суд по формальным основаниям может не признать процедуру наложения дисциплинарного взыскания выполненной (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.06.2014 № 33-9039).
Локальные акты есть. Что дальше?
Специальный локальный акт, непосредственно регламентирующий правила пользования служебной электронной почтой, есть не во всех компаниях. Однако поручения даются работникам по электронной почте практически везде. На практике обязанность работников исполнять поручения, содержащиеся в электронном сообщении, а также проверять электронную почту с определенной периодичностью, можно закрепить в правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовых договорах либо должностных инструкциях.
Если локальные акты, регламентирующие порядок проверки электронной почты, в компании приняты, работнику трудно утверждать, что он не читал электронные сообщения и не получал задания от начальника, тем более если в почтовой программе включена функция получения отчетов о доставке писем и их прочтении адресатом.
В случае возникновения конфликта распечатка переписки, заверенная системным администратором либо сотрудником ИТ-отдела, может быть доказательством в суде.
Впрочем, в суде работник может заявить, что представленные сведения об электронной переписке сфальсифицированы компанией. В таком случае может потребоваться назначение специальной экспертизы для установления факта движения электронного сообщения в корпоративной сети, кем и когда создавалось сообщение, изменялось ли оно и т. д.
Опыт подсказывает, что для выполнения особо важных заданий их все же лучше направлять работнику не в электронном, а в бумажном виде либо попросить исполнителя подтвердить ознакомление с поручением, поступившим на его компьютер.
Работник тоже может направлять документы по электронной почте
Работодатель, используя электронную переписку, должен быть готов и к получению от работника юридически значимых документов посредством такого вида связи.
К примеру, уведомления об отсутствии на работе. Оценка подобного уведомления зависит от конкретных обстоятельств. Если невыход на работу связан с временной нетрудоспособностью сотрудника, то электронное сообщение приобретает форму уведомления, поскольку основным документом, подтверждающим уважительную причину, становится лист нетрудоспособности.
Иначе обстоит дело, если от работника по электронной почте поступает заявление об увольнении.
В силу положений ч. 1 ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме. Следовательно, заявление об увольнении по собственному желанию может рассматриваться как документ, имеющий юридическую силу, только при его подаче на бумажном носителе и наличии на нем подписи работника либо в электронном виде, но подписанный квалифицированной электронной подписью.
Судебная практика пестрит примерами, когда работник, подавший заявление об увольнении по собственному желанию в бумажном виде, впоследствии утверждает, что его вынудили подать это заявление. Поданное традиционным способом и подписанное работником письменное заявление становится предметом судебного разбирательства.
В частности, немало споров возникает по дате прекращения трудовых отношений.
Поэтому нет гарантий, что поступившее посредством электронной почты заявление, не отвечающее предъявляемым ТК РФ требованиям, не станет поводом для обращения бывшего работника в суд с иском о восстановлении в должности.
На практике компании, получившей заявление работника об увольнении по собственному желанию по электронной почте, стоит предложить работнику представить оригинал в виде бумажного документа.
Еще одна ситуация — получение по электронной почте сообщения работника об отзыве ранее поданного заявления об увольнении.
Трудовой кодекс не определяет, в какой форме работник должен подать отзыв своего заявления о расторжении трудового договора. Чтобы не подвергать себя риску, работодателю не стоит увольнять работника, использовавшего свое право на отзыв заявления посредством электронной почты.
Как правило, суды в подобных случаях решения принимают в пользу работника.
Так, например, в одном деле суд указал, что, давая оценку представленным доказательствам о способе отзыва работником заявления об увольнении, суд (первой инстанции. — Прим. ред.) верно указал, что переписка по электронной почте является одним из способов переписки, в том числе между сотрудниками компании, что подтверждено показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, факт направления работником письменного заявления об отзыве заявления об увольнении и нахождения такого заявления в почте руководителя компании подтвержден соответствующими доказательствами и свидетельствует о выраженном и реализованном работником волеизъявлении об отзыве заявления об увольнении, которое в силу положений ч. 4 ст. 80 ТК РФ может быть совершено в любое время в период предупреждения об увольнении (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2013 по делу № 11-7738).