Сотрудница оформила декрет, потом отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а затем сразу же вновь ушла в декрет. Как бухгалтеру рассчитать второе декретное пособие, ведь в течение двух предшествующих лет сотрудница не имела заработка? Ответ на этот вопрос дали специалисты Минтруда России в письме от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105.
О чем умалчивает закон
Порядок определения расчетного периода для расчета среднего заработка и суммы пособия в связи с материнством предусмотрен Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). В рассматриваемой ситуации нужно руководствоваться ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.
Согласно этой норме, если в двух календарных годах, которые непосредственно предшествовали году наступления нового страхового случая (либо в одном из указанных годов), сотрудница уже находилось в отпуске по беременности и родам (и (или) в отпуске по уходу за ребенком), соответствующие календарные годы (календарный год) в целях расчета среднего заработка могут быть заменены. Замену можно произвести на предшествующие календарные годы или на календарный год. Сделать это можно, если работница предоставит заявление о замене календарных годов (года) расчетного периода и при условии, что в такой ситуации размер пособия увеличится.
При применении данной нормы у бухгалтеров возникают вопросы: должны ли заменяющие годы строго предшествовать заменяемому расчетному периоду и при этом следовать друг за другом? Или пособия могут быть рассчитаны исходя из календарных лет, между которыми был временной разрыв?
По мнению специалистов ФСС России, замене подлежат любые два года, предшествующие наступлению страхового случая. Как указало в комментируемом письме трудовое ведомство, именно такие разъяснения дает ФСС России на полученные обращения по данному вопросу.
Проиллюстрируем позицию ФСС России.
Пример 1
Работница уходит в отпуск по беременности и родам с 5 октября 2015 г. В бухгалтерию организации она принесла листок нетрудоспособности и заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам.
При этом в период с 1 января 2013 г. по май 2013 г. работница находилась в предыдущем отпуске по беременности и родам. С 21 мая 2013 г. работница оформила отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, но прервала его, выйдя на работу 1 декабря 2014 г.
В расчетный период для определения размера пособия входят 2014 и 2013 гг. Однако в указанный период времени компания выплатила работнице заработную плату только за декабрь 2014 г. Поэтому она подала заявление о замене 2014 и 2013 гг. на 2012 и 2010 гг., поскольку заработок именно за эти годы приводил к увеличению суммы пособия.
Бухгалтер рассчитал пособие по беременности и родам, исходя из средней заработной платы, выплаченной в 2012 и 2010 гг.
Что сказал Минтруд
Минтруд России считает, что подход, используемый специалистами ФСС России, неверен. Вот какова позиция трудового ведомства по данному вопросу.
В рассматриваемой ситуации речь может идти не о любых предшествующих годах (годе), а лишь о тех, которые непосредственно предшествуют наступлению страхового случая. Напомним, что такими страховыми случаями являются беременность и роды, рождение ребенка (детей), а также уход за ними до достижения возраста 1,5 лет (п. 2 ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ).
Данное правило, как указал Минтруд России, вытекает из сути пособия, которое направлено на частичное возмещение работнице утраченного ею заработка по причине наступления страхового случая. В связи с этим работнице должен возмещаться ее реальный заработок, которые был получен непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.
Поэтому если, например, в 2013—2014 гг. сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам (или в отпуске по уходу за ребенком), а новый страховой случай наступил в 2015 г., то 2013 и (или) 2014 гг. могут быть заменены только на 2012 г. и (или) на 2011 г., а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 гг.
Пример 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера.
Из разъяснений Минтруда следует, что работница имеет право подать заявление о замене 2014 и 2013 гг. на 2012 и 2011 гг.
Таким образом, расчетным периодом для определения полагающегося работнице пособия по беременности и родам будут 2012 и 2011 гг.
Допустим, что в расчетном периоде были периоды (временная нетрудоспособность), исключаемые из него:
— в 2012 г.— 20 календарных дней;
— в 2011 г.— 22 календарных дня.
В 2012 г. заработок работницы составил 670 000 руб., в 2011 г.— 630 000 руб. Величина среднего заработка для каждого календарного года расчетного периода в целях расчета пособий не может превышать предельный размер базы для начисления страховых взносов в ФСС России на соответствующий календарный год (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2012 г. это сумма была равна 512 000 руб., а в 2011 г.— 463 000 руб.
Для расчета пособия по беременности и родам бухгалтер определил:
1) заработок работницы за расчетный период. Он составил 975 000 руб. (512 000 руб. + 463 000 руб.);
2) количество календарных дней расчетного периода, которые учитываются при расчете пособия по беременности и родам. Для этого бухгалтер установил количество календарных дней, которые:
— приходятся на расчетный период (без учета исключаемых дней). Оно составило 731 день (366 дней в високосном 2012 г. и 365 дней в 2011 г.);
— учитываются при расчете пособия по беременности и родам. Оно составило 689 дней [731 дн. – (20 дн. + + 22 дн.)];
3) средний дневной заработок работницы. Он равен 1415,1 руб. (975 000 руб. : : 689 дн.).
Средний дневной заработок работницы превысил предельное значение, равное 1333,79 руб. [(463 000 руб. + + 512 000 руб.) : 731 дн.]. Поэтому для дальнейшего определения величины пособия по беременности и родам используется средний дневной заработок в размере 1333,79 руб. (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ);
4) итоговую сумму пособия по беременности и родам. Размер полагающегося работнице пособия по беременности и родам составил 186730,6 руб. (1333,79 руб. х 140 дн.).