Росавиация обеспокоилась крайне неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“», которое, как указывается в сообщении Росавиации, может формировать дополнительные риски и угрозы для безопасности авиаперевозок, и приступает к проверке авиакомпании.
Росавиация сообщает, что приступает к внеплановой инспекционной проверке ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» в полном соответствии с п. 83 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки». Основаниями для инспекции послужили: «ухудшение состояния безопасности полетов; ухудшение основных финансово-экономичес-ких показателей деятельности эксплуатанта; возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью».
О чем узнал регулятор этой осенью
В настоящее время, говорится в сообщении регулятора, ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» испытывает острый дефицит средств, необходимых для тренажерной подготовки летных и кабинных экипажей, для поддержания летной годности многочисленного и разнотипного парка воздушных судов, своевременного ремонта и технического обслуживания самолетов. Вместе с тем обеспечение безопасности полетов — это одно из наиболее капиталоемких направлений в операционной деятельности любой авиакомпании.
ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», в чьем временном операционном управлении находится стагнирующий перевозчик, не является бенефициаром ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» и не располагает необходимыми ресурсами для поддержания в должном состоянии авиационной техники и натренированности персонала. Финансовая несостоятельность ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» привела к накоплению существенной задолженности за предоставленное Государственной корпорацией по организации воздушного движения в РФ аэронавигационное обслуживание в размере около 1 млрд руб.
Об ухудшении состояния дел с безопасностью полетов в ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» свидетельствует и серьезный инцидент, произошедший 25 сентября 2015 г. с воздушным судном перевозчика. В аэропорту Краснодара экипаж самолета Боинг-737-500 со 114 пассажирами на борту выполнил посадку на реконструируемую взлетно-посадочную полосу, закрытую для эксплуатации. Южным межрегиональным территориальным управлением Росавиации проводится расследование всех обстоятельств и причин произошедшего случая.
В соответствии с ФАП-11 Росавиация сформировала специальную комиссию, которая в рамках внеплановой инспекционной проверки проведет комплексный анализ состояния безопасности полетов в ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“» с учетом его финансового состояния. По результатам проверки в течение ближайшего времени будет принято решение о возможности продолжения либо прекращения операционной деятельности ОАО «Авиационная компания „Трансаэро“».
Цены на авиабилеты уже растут
Опрос экспертов, проведенный порталом «Интерфакс-Туризм», показал, что остановка продаж билетов на рейсы авиакомпании «Трансаэро» уже привела к росту цен на авиабилеты и дефициту авиаперевозок на туристических направлениях, поскольку адекватной замены по соотношению цены и качества на рынке сейчас нет.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин сказал Интерфаксу: «Уход „Трансаэро“ несет для российской авиаотрасли серьезные изменения. Компания перевозила в год около 13 млн пассажиров при общем объеме авиаперевозок российских авиакомпаний около 90 млн в год. Поскольку примерно треть перевозки «Трансаэро» приходилась на туристов, на рынке сейчас будет перераспределяться между другими авиаперевозчиками около 4 млн пассажиров. Все это определенно приведет к росту цен». Президент группы компаний «Натали Турс» Владимир Воробьев добавил: «На рынке будет дефицит перевозки, он уже есть. Растут цены — мы видим, что стали повышаться цены на билеты „Аэрофлота“ по туроператорским тарифам на Кубу, в Таиланд. При этом если еще две недели назад клиент „кочевряжился“, говорил, почему на 100 долларов дороже билеты, то сейчас при повышении цены на 300 долларов соглашается без колебаний... Сейчас огромный объем перевозки уйдет, заменить его сложно. В 2014 г. выполнялось по несколько рейсов в день в Бангкок, на Пхукет, в Гоа, Вьетнам, Доминикану, Мексику, на Кубу. На этих направлениях возможен дефицит. Возможен, так как какая-то альтернатива появится: есть дальнемагистральные борта у „ЮТэйр“, NordWind, Azur Air. Но в целом найти самолет на Египет проще, туда долетают любые самолеты, а в Таиланд и на Карибы — только дальнемагистральные… по цене альтернативу на рынке можно найти, по качеству — нет. В бренд „Трансаэро“ вкладывались деньги, адекватной замены ему сейчас нет. Удивительно, но клиенты готовы были переплачивать за бренд 50—60 евро. В сегменте luxury есть „Аэрофлот“, в дешевом сегменте также есть варианты, а в среднем диапазоне вариантов нет».
Банкиры — за реанимацию «Трансаэро», экономисты — против
Председатель правления ВТБ Андрей Костин рассказывал на форуме «Сочи-2015», что «ВТБ Лизингу» «Трансаэро» должна 40 млрд руб. за лизинг 21 самолета, но выручить от их продажи другим перевозчикам он рассчитывает только 20 млрд руб. Понятно, что А. Костин не заинтересован в спасении «Трансаэро». Он говорит, что на базе «Трансаэро» может быть создана новая компания.
Однако экономисты считают иначе. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев назвал банкротство единственным возможным положительным решением проблемы. Экономист Сергей Алексашенко считает, что «Трансаэро» больше не должно существовать на рынке ни в каком виде.
«Ситуация с „Трансаэро“ стала результатом безответственного поведения банкиров, которые принимали решения о выделении все новых кредитов, не обращая внимания на растущие убытки. А посему негоже позволять банкирам перекладывать решение своих проблем на плечи пассажиров „Аэрофлота“ или налогоплательщиков. Хотят, пусть идут в суд и банкротят. Хотят, пусть берут в управление и пытаются оживить компанию. Но пусть делают это своими руками. И за свой счет… российской экономике, живущей в мире понятий и тройной отчетности, банкротства крупных компаний просто необходимы — иначе ни о какой эффективности бизнеса не может быть и речи. Посмотрите, например, что творится в банковском секторе: правительство и Центробанк начиная с 2009 г. потратили более полутора триллионов рублей на санацию банков-банкротов. И что в итоге? Спасаемые банкроты так и не встали на ноги. А у тех банков, что сегодня теряют лицензии, отсутствие капитала стало нормой», — сказал С. Алексашенко в эфире «Коммерсант ФМ».
Куда девать самолеты банкрота
Источники газеты «Ведомости» рассказали, что «Аэрофлот» может получить 30—35 самолетов «Трансаэро», находящихся в финансовом лизинге, возраст которых не превышает 4—5 лет. Якобы расширение парка потребуется «Аэрофлоту» для увеличения своей доли на рынке после ухода «Трансаэро» — второй по пассажирообороту российской авиакомпании.
Когда «Аэрофлот» собирался покупать «Трансаэро», планировал оставить примерно 30 ее самолетов, а остальные вернуть лизингодателям (на 30 июня у «Трансаэро» было 105 самолетов, из них десять в собственности. У «Аэрофлота» на тот же момент был 161 самолет, еще 97 было у его «дочек»).
Лизингодателям некуда девать самолеты «Трансаэро», кроме как попытаться передать их «Аэрофлоту», так как у других российских перевозчиков нет денег на покупки, в Европе же банковские и лизинговые ставки значительно ниже российских.
К сведению
В начале сентября 2015 г. правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию путем передачи контроля над ней «Аэрофлоту». Совет директоров «Аэрофлота» 3 сентября принял решение о покупке 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 руб. Акционеры «Трансаэро» не смогли в установленные сроки консолидировать необходимый пакет акций. «Аэрофлот» заявил, что отказывается от оферты. Правительство приняло решение, что «Трансаэро» пройдет процедуру банкротства. 1 октября компания остановила продажу билетов. Билеты «Трансаэро» туда-обратно с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы. На 8 октября авиакомпания «Трансаэро» отменила 53 рейса, сообщили ТАСС в пресс-службе «Аэрофлота», который взялся по возможности перевозить пассажиров банкрота.