На четверг, 8 октября, намечено заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, на которую Министерство финансов вынесет окончательный проект бюджета. Как заявил председатель правительства Дмитрий Медведев, ключевые позиции бюджета согласованы, и это было важное заявление, потому что против обыкновения работа над бюджетом в нынешнем году велась сверхнапряженная, все не могли решить, где деньги взять на затыкание бюджетных дыр.
На интенсивность работы чиновников повлияли два обстоятельства: плохая международная конъюнктура, выразившаяся в снижении цен на большинство российских экспортных товаров, прежде всего на нефть, и экономические сложности самой России. Из-за этого правительству пришлось отказаться от так называемого бюджетного правила, согласно которому, в частности, бюджет планируется сразу на три года. На сей раз правительство планирует свои расходы и доходы только на один год. По мнению многих аналитиков, этот скромный горизонт планирования сам по себе становится одним из факторов риска в экономике, поскольку значительная часть инвестиционных программ, как государственных, так и частных, рассчитана на срок более долгий, чем один год.
Что касается цены нефти, то Минэкономразвития пришлось дважды менять прогнозные показатели, по которым рассчитывается бюджет, последний раз — в августе, когда ориентир стоимости барреля был определен в 50 долл.
Президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу, чтобы дефицит бюджета не превысил 3% ВВП, правительство же, по крайней мере в предложенном варианте, даже перестаралось, бюджет сведен с дефицитом всего в 2,8% ВВП. Хотя очень многие предложения, выдвинутые Минфином и направленные на увеличение доходов бюджета, были отвергнуты. Среди них повышение пенсионного возраста, невыплата по крайней мере части пенсии, а может, и всей, работающим пенсионерам с доходами 500 000 или, по другой версии, 1 млн руб. в год, изъятие всей так называемой «девальвационной прибыли» у нефтяных, а возможно, и у других сырьевых компаний через перемену в системе их налогообложения и пр. Минфину удалось ограничить гарантированную индексацию пенсий 4%, в то время как социальный блок правительства настаивал на 12% — таков сейчас прогнозный показатель инфляции на нынешней год. Председатель правительства и по совместительству лидер правящей партии «Единая Россия» Д. Медведев после встречи с активом этой самой партии высказал компромиссное мнение: если бюджетная ситуация в первой половине года будет хорошей, пенсии будут индексированы дважды.
Минфину пришлось, правда, согласиться на замораживание накопительной части пенсионных денег (это примерно 340 млрд руб.), на чем настаивал социальный блок правительства и что позволит заметно снизить размер трансферта из бюджета в Пенсионный фонд России. Аналитики и эксперты считают, что это глубоко неверное решение — оно лишает экономику России длинных денег, однако в правительстве решили, что важней свести концы с концами сейчас.
Основным достижением в области доходной части бюджета, однако, следует считать не это, а пусть частичное, но все же изъятие «девальвационной прибыли» у нефтяников и газовиков. Нефтяные компании заплатят дополнительно примерно 200 млрд руб. — это произойдет потому, что Минфин внес изменения в так называемый налоговый маневр. По первоначальной версии, налог на добычу полезных ископаемых для нефти повышался, а экспортная пошлина на нефть примерно тем же темпом снижалась; по нынешней версии, НДПИ для нефти повышается точно так же, а экспортная пошлина не снижается. За счет повышения НДПИ для газа 100 млрд руб. добавит к бюджетным доходам «Газпром». Нашел Минфин и еще один резерв для повышения доходов: еще увеличена доля прибыли Центрального банка, которая будет изъята в бюджет: прежняя была 75%, теперь будет 90%.
По мнению значительной части экспертов, действия правительства однобоки: оно занимается сбором дополнительных доходов и не занимается сокращением расходов, в то время как эффективность трат общепризнанно невысока. В ответ чиновники указывают, что в бюджете на 2016 г. сокращены расходы по оборонным статьям, пусть всего на 7,1%, и увеличены расходы на образование и здравоохранение, что свидетельствует о некоем повороте идеологии бюджета. Правда, социальные расходы также сокращены, хотя и не так сильно, как оборонные, всего на 2,2%.
Правительство, кроме того, запланировало создать фонд поддержки экономики — такое поручение дал президент. В него войдет до трети дополнительных нефтегазовых доходов, а также — и это принципиально важно для бюджетной дисциплины — все остатки средств, не использованные бюджетополучателями до конца текущего года. Максимальный размер фонда составит 150 млрд руб.