Служебная командировка или поездка по служебным делам? В чем разница и какие налоговые последствия грозят компании из-за неправильной квалификации поездки? Ответ — в комментарии к постановлению АС Московского округа от 23.09.2015 № Ф05-12177/2015.
Лишние расходы
Налоговый орган провел проверку компании и установил, что сотрудники организации регулярно направлялись в служебные командировки за границу для оказания консультационных услуг. При этом продолжительность командировок в ряде случаев превышала полгода.
Инспекция проанализировала документы организации и решила, что такое длительное пребывание за границей не может являться командировкой, а должно признаваться служебной поездкой. Основание — сотрудники выполняли в месте командировки не служебное поручение, а осуществляли там свою трудовую функцию.
Налоговый орган рассуждал так: в случае если большую часть рабочего времени и трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место работы сотрудников будет находиться именно там и такие работники не могут считаться находящимися в командировке.
Итогом стали миллионные доначисления по налогу на прибыль, так как инспекторы исключили из состава командировочных расходов суточные. Компания не согласилась с таким подходом и обратилась в суд.
Законодательный багаж
Прежде чем перейти к рассмотрению судебного решения, обратимся к положениям действующего законодательства, регламентирующим такие понятия, как командировка и служебная поездка.
Виды поездок
Согласно ст. 166 ТК РФ командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебная поездка, в свою очередь, характерна для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. При этом такие поездки не являются командировками (ст. 168.1 ТК РФ).
Как известно, при направлении работника в командировку работодатель обязан возместить ему (ст. 168 ТК РФ):
-
расходы по проезду;
-
расходы по найму жилого помещения;
-
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
-
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Те сотрудники, работа которых носит разъездной характер, вправе рассчитывать на возмещение стоимости проезда, найма жилого помещения и полевое довольствие (последнее — для определенных профессий). Основание — ст. 168.1 ТК РФ. То есть основное отличие служебной поездки от командировки в том, что разъезды входят в трудовую функцию работника, а командировка предполагает поездку с отдельным поручением.
Еще один немаловажный трудовой аспект. У тех сотрудников, режим работы которых имеет разъездной характер, должно быть соответствующее указание на это в трудовом договоре. Пример подобных должностей: курьеры, наладчики оборудования, работники связи и т. п.
Таким образом, при служебной поездке, когда работник выполняет свою непосредственную трудовую функцию в месте назначения, а не отправлен в командировку с поручением, суточные не предусмотрены. Ему положена компенсация расходов, размер которой должен быть установлен локальными актами организации.
Налоговый кодекс разрешает учитывать в расходах по налогу на прибыль затраты на командировки, которые включают в себя (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ):
-
расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
-
на наем жилого помещения;
-
суточные или полевое довольствие;
-
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
-
консульские, аэродромные сборы, и иные подобные сборы.
Как видим, суточные уменьшают налоговую базу по прибыли лишь в составе командировочных расходов. Косвенно этот вывод подтверждает письмо Минфина России от 22.01.2015 № 03-04-06/1626. Правда, в нем речь идет об обложении суточных НДФЛ, но при этом очень четко разнесены порядок налогообложения компенсаций за разъездной характер работы и суточных, которые выплачиваются при командировках.
Что касается компенсации за разъездной характер работы, то суммы такого возмещения также можно учесть при расчете налога на прибыль, но уже по другой норме — по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (письмо Минфина России от 15.09.2014 № 03-03-06/4/46131).
Судебная оценка
Вернемся к рассматриваемому спору. Суды проанализировали обстоятельства дела и установили, что направление в командировку работников было связано с исполнением организацией договоров, заключенных с иностранной компанией, по которым за проверяемый период была получена выручка. Связь между полученными организацией доходами от выполнения заказов и командировочными расходами установлена самим налоговым органом в оспариваемом решении. При этом условия признания расходов, указанные в ст. 252 НК РФ, налогоплательщиком соблюдены.
В трудовых договорах командированных работников местом постоянной работы указан адрес компании. Налоговый орган не привел доказательств исполнения работниками в месте служебной командировки не служебного поручения, а своей трудовой функции.
В организации есть локальный акт об утверждении размера командировочных расходов, включая суточные, в случае направления в заграничную командировку, служебные поручения и иные первичные документы, оформляющие затраты на командировки. И никаких претензий к их оформлению у инспекции не было.
Судьи акцентировали внимание, что в Трудовом кодексе содержатся два различных по своей сущности понятия: «служебное поручение», выдаваемое работодателем при направлении в служебную командировку, и «трудовая функция», обязательное условие трудового договора. При этом служебное поручение лишь конкретизирует для работника часть его трудовой функции, подлежащей исполнению вне места постоянной работы.
А тот факт, что работники находились в командировке по полгода, а то и больше, значения не имеет. Срок нахождения в командировке сам по себе не может служить безусловным подтверждением исполнения работником своей трудовой функции в месте командировки. Так же как и не имеет правового значения при определении базы по налогу на прибыль. На этом основании претензии инспекции были признаны необоснованными.