На международной конференции в Высшей школе экономики профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков уточнил популярный в России постулат Фридриха Ницше о том, что всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. На самом деле убийство может совершаться медленное — изуверское и мучительное, так, что сразу и не заметишь, радостно обманываясь, что вот какой ты становишься сильный.
Александр Поддьяков в докладе «Создание трудностей в контексте заботы о себе и о другом» утверждает, что трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и содействовать его развитию, а могут быть деструктивными и наносить ему ущерб. По его мнению, часть трудностей имеют «рукотворный», искусственный характер. Это барьеры, воздвигнутые другими людьми. Создание таких препятствий можно было бы пресечь, сделать против них «блокировку». Элементарный пример устранения искусственных препятствий — исправление некорректных формулировок заданий в экзаменационных тестах. Такие трудности поправимы.
Более сложный случай представляют собой ситуации, когда для одной группы людей создаются трудности с целью заботы или защиты другой группы людей. Например, человек, пытающийся защитить другого человека, ставшего жертвой нападения, может нанести агрессору смертельный удар. Или: террористы-смертники, которые, как им кажется, отстаивают интересы своего сообщества, в итоге приносят в жертву и себя, и множество безвинных людей. Это наиболее вопиющие случаи создания трудностей для других людей. Бывают и конструктивные препятствия, которые в конечном счёте идут человеку на пользу.
Задания повышенной сложности для школьников помогают их развитию (речь идёт о посильных упражнениях, которые укрепляют мотивацию к учёбе и не снижают самооценку). Тесты для людей, поступающих на языковые курсы или в определённое учебное заведение, помогают определить уровень их знаний и, соответственно, выработать наилучшую стратегию обучения. Это трудности диагностические. Медицина также использует этот вид трудностей, например при «нагрузочных пробах». В кардиологии для пациентов повышают физическую нагрузку, применяя велотренажёр, с тем чтобы оценить динамику состояния их сердечно-сосудистой системы.
Исследователь говорит, что надо выяснять цели создания трудностей — это вопрос номер один. От него зависит отношение к трудностям и способы совладания с ними.
Эксперт выделил четыре типа трудностей: деструктивные, конструктивные, исследовательские, или диагностические, игровые.
Первый тип трудностей создан для нанесения ущерба тому, для кого они разрабатываются. Второй тип, напротив, направлен на развитие «испытуемых». Третий тип трудностей помогает узнать, как человек решает разного рода задачи. Четвёртый тип предполагает интеллектуальные и спортивные состязания, квесты, конкурсы, телеигры и пр.
В основе представлений и о деструктивных, и о конструктивных трудностях лежат представления об изменяемости субъекта, который столкнулся с ними. Но в случае деструктивных трудностей речь идёт о «проще вызываемых негативных изменениях — деградации, разрушении», пояснил А. Поддьяков. «В случае создания конструктивных трудностей речь идёт об инициации „позитивных изменений, связанных с прогрессивным усложнением, улучшением“. Это наиболее сложная созидательная деятельность, требующая намного больше энергии — физической, интеллектуальной, духовной», — говорит учёный.
А. Поддьяков рассмотрел создание трудностей для себя как вариант заботы о себе. Это может быть, например, работа над собственным «автопроектом»: человек сам даёт себе задания с целью самосовершенствования (развитие воли, нравственности и пр.). Такие трудности явно конструктивны.
Люди создают себе и деструктивные трудности. Например, ведут нездоровый образ жизни, употребляют наркотики. По сути, это аутоагрессия — жёсткая, хотя и не смертельная.
Формирование трудностей для других может иметь целью заботу о себе. В основе его в этом случае лежат эгоистические мотивы. Если конкуренту становится сложнее, тебе становится легче — понимание этого входит в стратегии макиавеллизма. Такие препятствия для «испытуемого», скорее, деструктивны (хотя у них бывает и иной исход: например, человек рассчитывает «потопить» конкурента, а тот в конечном счёте получает преимущества). Создание трудностей для других может быть и формой заботы о них, то есть иметь конструктивный характер. Таковы, например, сложные обучающие задания для детей, занятия в кружках, развивающие определённые умения. В этом случае трудности «мобилизуют» способности.
Наконец, диагностические трудности позволяют оказать человеку помощь — в образовании, здравоохранении и пр.
Существуют и неоднозначные случаи: создание трудностей одним людям с целью заботы о других людях. В этом случае речь идёт об альтернативном альтруизме (или альтер-альтруизме), когда человеком движет неэгоистическая установка помочь кому-то, но реализуется она путём ущемления интересов других людей, отметил А. Поддьяков.
Самый сложный для окружающих случай здесь — парохиальный альтруизм, предполагающий защиту исключительно «своих» и сочетающийся с готовностью проявить агрессию к «чужим» (так, террористические акты подаются их идеологами и исполнителями как защита от «чужих»).
Бывает и альтер-альтруизм, сопряжённый с вынужденной дифференциацией «своих», обычно в обстоятельствах крайней ограниченности ресурсов. Так, возможны случаи, когда деньги, отложенные на образование одного члена семьи, передаются другим членам семьи, нуждающимся в лечении. Или когда во время голода мать, которая и сама отказывает себе в еде, отдаёт весь паек одному из двух детей, потому что считает, что спастись может только один человек.
Похожая логика может действовать при спасении раненых во время катастроф. Определённой части раненых, которых медики, по идее, в других обстоятельствах могли бы спасти, дают лишь паллиативные средства (обезболивающие) и сосредотачиваются на спасении людей, которые ранены более легко. Здесь реализуется принцип «меньшего зла», который не вписывается в классические представления о нравственности.
Одни из наиболее сильных рисков искусственного формирования трудностей — возможности манипулирования альтер-альтруизмом, парохиальным альтруизмом, отмечает А. Поддьяков.
Существует риски, что эффекты от создания трудностей не просчитаны или же просчитаны неправильно. Например, если «перегнуть палку» с заданиями повышенной сложности, у ребёнка может слишком снизиться самооценка и/или произойдёт демотивация к обучению. А чрезмерно жёсткие испытания собственной физической силы могут создать риски для здоровья.
В целом разные человеческие сообщества или культуры «в разной степени стремятся к развитию деятельности по созданию трудностей», подчеркнул А. Поддьяков. Общее соотношение конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей, намеренно создаваемых людьми в том или ином обществе друг для друга, а также интеллектуальная рефлексия и нравственная оценка намеренно создаваемых трудностей оказываются визитной карточкой этого общества, убеждён исследователь. Во всяком случае, по ней можно судить о моральном состоянии данного социума.