Внешнеэкономическая деятельность рождает у бизнеса ряд вопросов по организации процесса, поиск ответов на которые может обойтись довольно дорого, если не пользоваться уже проверенными рецептами. В каких случаях аутсорсинг ВЭД может стать эффективной мерой по сокращению издержек? Как действовать в условиях кризиса: нанимать собственный персонал или прибегать к услугам специалистов на аутсорсинге?
До недавнего времени многие компании не принимали всерьез расходы, связанные с логистикой. Но в кризис возникает острая необходимость принятия решений в сфере оптимизации затрат, одним из основных и первостепенных аспектов для компаний-импортеров стали расходы, связанные с грузоперевозкой и таможенным оформлением.
На сегодняшний день существуют два варианта ведения ВЭД:
1. Организация логистической цепочки собственными силами компании с привлечением отдельных подрядчиков или без.
2. Аутсорсинг ВЭД.
Существует множество примеров, когда компании набирают в штат импорт-менеджеров, курирующих весь процесс забора груза и транспортировки. Но если внимательно проанализировать их работу, то можно понять, что часто эти сотрудники создают лишь видимость бурной деятельности, а главное — не являются ответственными за груз. Кроме того, такие сотрудники не всегда компетентны, и в большинстве случаев их деятельность складывается из перекупки услуг других транспортных компаний и таможенных представителей.
Есть еще и коррупционная составляющая. В процессе взаимодействия с транспортными и таможенными представителями у сотрудников выстраиваются с ними личные взаимоотношения, которые часто построены на доверии. В ситуациях, когда присутствует оплата наличными, нередки случаи роста расходов. Тогда ни о какой оптимизации стоимости уже и нет смысла говорить.
Компании, предлагающие аутсорсинг логистических услуг, заверяют, что обращение к ним — реальная возможность снизить издержки. Но к выбору аутсорсинговой транспортной компании необходимо подойти максимально ответственно.
Для того чтобы выбрать один из двух вариантов ведения внешнеэкономической деятельности, необходимо оценить реалии и понять: выгодно ли в данном случае воспользоваться услугами сторонних компаний или же стоит нанять в штат логистов и декларантов, получить на компанию электронную цифровую подпись, создать внутри компании департамент по логистике и таможенному оформлению? В зависимости от объемов поставок и количества грузов штат может расти либо уменьшаться. В любом случае важно внимательно просчитать, рентабельно ли это или нет.
В ряде случаев проще пользоваться аутсорсингом — транспортно-логистическими компаниями. С учетом того что на рынке много таких компаний и тенденция идет к снижению импорта, очень многие компании начинают снижать стоимость услуг. Именно сейчас то время, когда конечный потребитель может получить очень выгодные условия. В рамках этого заказчик может прописать все в договоре и юридически его оформить, переложить всю зону ответственности в рамках перевозки и таможенного оформления на специализированную компанию. Тем самым на каждом этапе доставки и таможенного оформления компания застраховывает себя.
Выводы и рекомендации. Для минимизации затрат зачастую проще пользоваться услугами компаний на аутсорсинге. Главные критерии выбора компании — ее компетентность и профессионализм. Для получения достоверных сведений об этом можно запросить контакты клиентов компании, чтобы узнать их мнение. Обнадеживает, если логистический оператор работает с крупными потоковыми клиентами, а эти клиенты говорят, что их все устраивает. Полезную информацию можно найти в СМИ, рейтингах, статистических данных.
Иногда при выборе можно ориентироваться на личный контакт с представителями компании, основывать выбор на доверии, но только следуя принципу «доверяй, но проверяй».
Еще важно: надо заниматься тем, в чем вы являетесь профессионалом. Если продаете косметику, не стоит вдруг заниматься сантехникой. Иначе может получиться так, что в той сфере деятельности, в которой вы не являетесь профессионалом, придется разбираться шаг за шагом — на основе проб и ошибок. Но это дорого.