Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» заслуженно считается основной площадкой, где обсуждаются самые острые вопросы реализации региональных стратегий. Накануне форума редакция «ЭЖ» попросила рассказать о проблемах и трендах стратегического планирования директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирину Ильину.
«ЭЖ»: Ирина Николаевна, скажите, пожалуйста, все ли субъекты Федерации разрабатывают сегодня стратегии социально-экономического развития?
Ирина Ильина: Пока не все, но подавляющее большинство субъектов Федерации уже разработали или разрабатывают в той или иной форме документы социально-экономического развития регионов. Где-то их называют стратегиями, в некоторых регионах концепциями, но они есть. По состоянию на февраль нынешнего года утвержденные стратегические документы социально-экономического развития имели 79 из 85 субъектов Российской Федерации. В то же время стратегии и даже их проекты отсутствуют у Рязанской области и, по вполне понятным причинам, у Республики Крым и Севастополя.
Разработка этих стратегических документов очень важна, ведь эффективная система стратегического планирования помогает правильно определить регионам свой «образ будущего» — обозначить приоритеты их социально-экономического развития. Причем это особенно актуально для России, имеющей самое большое среди стран мира число субъектов Федерации, которые сильно отличаются по своим социально-экономическим параметрам.
«ЭЖ»: В общем, как писал великий поэт, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи». Каким же увидели регионы свое будущее, что они выделяют в качестве основных приоритетов развития?
И. И.: Нетрудно догадаться, что «образы будущего» в большинстве регионов позитивны. Причем они во многом схожи, несмотря на значительные различия текущего социально-экономического положения субъектов Федерации. Невольно вспоминаются слова классика: «Все счастливые семьи счастливы одинаково…», по крайней мере, в будущем.
Что касается социально-экономических приоритетов, то можно выделить семь основных направлений, которые присутствуют почти во всех стратегиях регионов. Речь идет об экономическом росте, повышении уровня жизни населения, развитии инноваций, повышении эффективности управления, развитии интеграционных связей с другими регионами, инфраструктурной модернизации, улучшении среды проживания и экологической обстановки.
В качестве ключевых показателей, отражающих стратегические цели, выделяются валовый региональный продукт, инвестиции в основной капитал, численность населения, продолжительность жизни, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и общий коэффициент рождаемости.
«ЭЖ»: Насколько реалистичны, на ваш взгляд, целевые показатели, которые включаются в стратегии регионов?
И. И.: В стратегиях, как и в жизни, есть оптимисты и пессимисты. Некоторые прогнозируют слишком высокий рост, не в полной мере отвечающий реалиям текущего развития страны. Наибольший рост валового регионального продукта к 2020 г. (по сравнению с 2012 г.) запланирован в Республике Калмыкия (6,3 раза), Чеченской Республике (4,2 раза), Камчатском крае (4,1 раза), Липецкой области (3,5 раза).
Для сравнения: даже при реализации оптимистичного — инновационного сценария и только к 2030 г. предусмотрен рост суммарного ВРП регионов России по отношению к 2011 г. в 2,15 раза.
Пессимисты же закладывают в стратегии незначительный рост важнейших социально-экономических показателей. Это заведомо определяет их достижение к концу заявленного периода и, таким образом, гарантирует успешную реализацию стратегии. Более того, в ряде стратегических документов предполагается тенденция к снижению значения показателя ВРП в 2020 г. по сравнению с 2012 г.: в Краснодарском крае в 0,77 раза, Республике Адыгея в 0,75 раза, Брянской области в 0,74 раза.
«ЭЖ»: Расскажите, пожалуйста, о системе мониторинга и контроля реализации региональных стратегий.
И. И.: Пока она «хромает». В 30 стратегических документах субъектов РФ вообще не предусмотрена система мониторинга реализации стратегий социально-экономического развития. Таким образом, возникает определенное противоречие, когда регионы закрепляют систему показателей для анализа реализации стратегии, но при этом не фиксируется, как и кем будет проводиться данный анализ, с какой периодичностью и т.п. Правда, в 12 субъектах Федерации «Мониторинг реализации стратегии» вынесен в отдельный раздел или подраздел стратегии социально-экономического развития.
Федеральный закон № 172-ФЗ предусматривает обязательное включение мониторинга и контроля реализации стратегии в качестве составной части этих документов. Очень важно, что законом закреплен принцип ответственности участников стратегического планирования.
Стоит заметить, что до сих пор большинство региональных стратегий не имеют системы механизмов и инструментов реализации, а также планов мероприятий по достижению стратегических целей с определением ответственных за их воплощение.
«ЭЖ»: Что бы вы порекомендовали регионам включить в свои стратегии развития в условиях кризиса?
И. И.: Сейчас особую актуальность для стратегического планирования приобретает риск-менеджмент, включающий в том числе способность прогнозировать риски и мероприятия по их нивелированию. К сожалению, почти половина (37) субъектов Федерации сейчас вообще не рассматривают в своих стратегических документах риски развития региона. В 18 стратегиях выделены ключевые риски развития региона (часто в рамках SWOT-анализа, объединенных с вызовами развития), а в 16 — обозначены риски реализации стратегических сценариев, однако не выделены мероприятия по их нивелированию.
Таким образом, в большинстве региональных стратегических документов не рассматривается наступление экономического или финансового кризисов как внутри страны, так и на международном уровне. В результате в такие периоды регионы оказываются не в состоянии обеспечивать реализацию стратегически важных и приоритетных проектов развития.
На наш взгляд, необходима разработка плана мероприятий по реализации ключевых приоритетов развития региона с участием всех заинтересованных стейкхолдеров. Это позволит найти источники восполнения выпадающих в условиях кризиса доходов бюджета региона и направить их на стратегически важные для региона сферы.