Правительство России утвердило новые правила предоставления гостиничных услуг. В соответствии с ними отели смогут осуществлять свою деятельность только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Минкультуры России. Правда, в случае если такое требование о наличии свидетельства будет установлено законодательством. При этом законом данное требование может быть введено для отдельных субъектов РФ или на всей территории РФ.
Новые правила предоставления гостиничных услуг были утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 (далее — Правила), как и старые правила1, в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», предоставляющей Кабинету министров полномочия по утверждению порядка оказания отдельных видов услуг. Большая часть нововведений направлена на приведение действующих норм в соответствие с зарубежными стандартами в этой сфере.
В частности, значительные изменения претерпел общий раздел Правил. А именно понятийный аппарат. Если в прежних правилах определения были даны всего трем понятиям «гостиница», «потребитель» и «исполнитель», то в новых дается девять определений. Теперь в Правилах, например, появились понятия «малое средство размещения», под которым понимается гостиница с номерным фондом не более 50 номеров, «расчетный час», о котором итак все знали, что это время, установленное исполнителем для заезда и выезда потребителя, а также «бронирование».
При этом требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, будут определяться по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не предусмотрены другие требования.
Также отметим, что цена номера (места в номере), а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Однако из этого правила могут быть сделаны исключения, В частности, отдельным категориям потребителей законодательством РФ или локальными нормативными актами исполнителя могут предоставляться льготы.
Кто должен соблюдать Правила
Положения Правил распространяются на деятельность гостиниц и иных средств размещения, за исключением деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах.
Хочешь заселиться в любом случае — плати заранее
Еще одним нововведением является четкое регулирование услуги гарантированного бронирования, которая уже давно по факту предоставляется отелями. До утверждения Правил многие российские гостиницы устанавливали собственный внутренний порядок ее оказания. Напомним, что, используя данный сервис, можно не беспокоиться о том, что из-за опоздания с заселением в свой номер гостиница отменит бронь. Согласно утвержденным Правилам гостиница вправе использовать гарантированное бронирование, при котором в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика будет взиматься плата за фактический простой номера, но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется. Такая услуга очень удобна. Однако есть вопросы относительно сотрудников, направляемых в командировку. Правила детально не регулируют вопрос о начислении штрафов за «простой» номера. Практика такова, что работники часто сами оформляют себе бронь в гостиницах, пользуясь для этого личной банковской картой, а уже после возвращения из командировки на основании отчетных документов возмещают свои расходы. Таким образом, если оплата за гарантированное бронирование будет произведена заранее, а поездка по не зависящим от работника причинам не состоится, то и возместить потраченные деньги станет для сотрудника проблематично из-за отсутствия первичных документов из гостиницы.
Придется рассказать о себе в Сети
В отличие от прежних правил новые Правила предусматривают обязательность гостиниц размещать информацию для потребителя о категории номеров, стоимости услуг, включенных в стоимость номера, сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг, сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования, предельный срок проживания в гостинице, а также иную информацию, перечисленную в п. 10 Правил, не только в помещении, но и иными способами, в том числе на сайте гостиницы. Требование об указании на вывеске, расположенной около входа в гостиницу, или в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, информации о наименовании и фирменном наименовании (если имеется), адресе и режиме работы — для юридических лиц, или ФИО, адреса места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, режиме работы, а также государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа — для индивидуальных предпринимателей, осталось прежним.
Что предъявлять при заключении договора с гостиницей
Нередко люди задаются вопросом, можно ли заселиться в гостиницу, если при себе по каким-то причинам не оказалось паспорта? В новых Правилах теперь установлен перечень документов, удостоверяющих личность, при предъявлении которых заключается договор. К ним относятся, в частности, паспорт гражданина РФ, загранпаспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении для детей, не достигших 14-летнего возраста, паспорт иностранного гражданина, документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание лица без гражданства, вид на жительство лица без гражданства. Снять номер, предъявив, например, водительское удостоверение, не удастся.
Новые Правила вступают в силу 21 октября 2015 г.
1 Постановление Правительства РФ от 25.04.97 № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».