ЦБ выступает за создание единой национальной перестраховочной организации с тем, чтобы решить проблемы, связанные с перестрахованием крупных рисков в условиях действия экономических санкций против России со стороны части мирового сообщества.
Санкции в отношении России запрещают иностранным компаниям перестраховывать риски ряда госкомпаний и госкорпораций («Ростех», «Объединенная судостроительная корпорация» и других), а также перестраховывать риски, связанные с оборонными объектами и/или Крымом. В частности, невозможно перестраховать на мировом страховом рынке риски, связанные со строительством Керченского моста, которое оценивается в 20 млрд руб. и идет в сложнейшей штормовой обстановке, при этом, по оценке президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, максимум рисков, которые могут взять на себя российские страховщики, — 5 млрд руб. Он напомнил, что идея создания национальной перестраховочной организации обсуждается уже почти 20 лет.
Второй вопрос, связанный с перестрахованием, — это проблема использования перестрахования для оптимизации налогов. В апреле этого года в интервью порталу «Страхование сегодня» директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации Игорь Жук объяснил это так: «Если напряженность в отношениях с западными перестраховщиками усилится, это фактически будет означать, что за страховые события, попавшие на период ужесточения санкций, перестраховочное возмещение поступит только спустя какое-то время, а страховая компания, безусловно, обязана заплатить по страховому событию сразу... Есть и другой немаловажный аспект, не связанный с санкциями. Мы очень хотим, чтобы все понимали, что перестрахование — это не механизм налоговой оптимизации. До сих пор некоторые перестраховочные операции не имеют никакого отношения к реальному перестрахованию. Например, когда мы видим какие-то потоки исходящего перестрахования в компании республик СНГ, там очевидно может быть именно оптимизация. Нам бы хотелось очистить рынок от этого».
В начале года ЦБ рассматривал несколько вариантов решения проблемы перестрахования: 1) государственные гарантии на суммы свыше емкости российских компаний; 2) переформатирование ЭКСАР (Российского агентства по страхованию экспортных кредитов) для выполнения функций перестраховочной компании; 3) создание национальной перестраховочной компании (НПК).
В конце концов, решение было принято в пользу последней. По данным И. Жука, законопроект о создании НПК может быть принят в Госдуме уже в осеннюю сессию.
Предполагается, что 100% акций НПК при создании будет принадлежать ЦБ, при этом ни одно лицо или группа лиц не смогут купить более 10% акций компании. В случае если доля ЦБ в компании снизится до уровня ниже чем 50% плюс одна голосующая акция, Центробанк все равно будет обладать специальным правом на участие в управлении НПК согласно законопроекту. Сайт «Банки.ру» оценивает капитал НПК примерно в 70 млрд руб., однако точная цифра пока неизвестна. Ряд положений законопроекта и бизнес-план нового перестраховщика находятся на стадии обсуждения.
По словам И. Жука, НПК будет работать для покрытия не только санкционных рисков, а по более широкому их спектру.
«Все, что компании не могут разместить в России, все, что не помещается в „пульные“ конструкции, при перестраховании на Запад или Восток обязано быть предложено НПК, 10% от недостатка. Не „десятина“ на все, а некоторую часть от той емкости, которой недостает, просить у этой компании», — сказал И. Жук, добавив, что специфика работы новой компании будет заключаться в том, что она будет обязана брать на перестрахование те риски (например, объекты военного назначения), которые другие компании брать не могут или не хотят. Таким образом, НПК будет работать частично на рыночных основаниях, частично — на приказных.
Пресс-служба Минфина сообщила, что министерство согласно с мнением, что капитализация отечественных страховщиков в принципе не удовлетворяет уровню спроса на рынке перестрахования. Опрошенные «ЭЖ» представители страховых компаний в целом поддержали идею создания НПК, однако отметили, что механизм обязательной передачи 10% рисков, прописанный в нынешней редакции законопроекта, не является рыночным и требует доработки.