Российский ВВП в сентябре вырос на 0,3% в сравнении с последним месяцем лета, что стало первым хрупким шажком вверх, который отечественная экономика сделала за последние месяцы. Говорить о развороте негативного тренда, по мнению экономистов, рано, но есть ряд отраслей, где появились зоны роста.
Динамика ВВП, по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, после двух месяцев нулевого роста в сентябре продемонстрировала рост на 0,3%.
Промышленность, по данным Росстата, в начале осени прибавила по сравнению с предыдущим месяцем фактически 3,4%, правда, с исключением сезонного и календарного фактора — 0,6%. Обрабатывающая индустрия увеличила производство на 5,4%, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых слегка просела (на 0,5%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло на 4,3%.
В сельском хозяйстве в сентябре статведомство зафиксировало (по вполне понятным сезонным причинам) взрывной рост (на 68,4%), строительство порадовало увеличением объема строительно-монтажных работ на 5,6%, грузооборот транспорта вырос на 1,9%.
В минусе остался в первом месяце осени товарооборот розничной торговли (–3% к августу текущего года). Также не радуют показатели внешней торговли (–11% в августе по сравнению с июлем нынешнего года).
Инвестиции оживились
Экономистов особенно радует, что в III квартале началось восстановление уровня инвестиционной активности в экономике. В августе и сентябре, по оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, объем предложения инвестиционных товаров начал увеличиваться. В среднем за III квартал его прирост оценивается в 1,3% в месяц (расчеты сделаны с устранением сезонности).
Впрочем, пока это лишь самое начало восстановления: по итогам III квартала уровень предложения инвестиционных товаров был на 20,8% ниже значений годовой давности (в том числе в сентябре — на 17,2%). В наибольшей степени — на треть — сжался импорт машин и оборудования, в то время как производство машин и оборудования для внутреннего рынка сократилось слабо (–6,7%). Тем не менее аналитики ЦМАКП вспоминают, что в 2009 г. спад инвестиционной активности в его нижней точке был почти вдвое сильнее.
Повышение уровня инвестиционной активности ученые ЦМАКП связывают с заметным восстановительным увеличением импорта машин и оборудования и, в меньшей степени, локального производства. В то же время тенденция уменьшения объемов производства стройматериалов, похоже, сохраняется (хотя в сентябре и здесь зафиксирована приостановка снижения).
Рост инвестиционной активности отмечают и специалисты Минэкономразвития. «По данным сентября, динамика инвестиций оказалась лучше ожиданий», — подчеркнул на заседании Общественного совета при МЭР директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Кирилл Тремасов.
Появились «зеленые ростки»
«Экономика России в значительной мере адаптировалась к серьезному ухудшению внешних условий, — считает директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка Юлия Цепляева. — Настало время для появления новых источников роста, которые и должны стать основой восстановления роста экономики. И в некоторых подотраслях «зеленые ростки» уже появляются».
Серьезное ослабление рубля открывает целый ряд возможностей для реализации «девальвационного выигрыша», особенно в удовлетворении внешнего спроса. Прежде всего, снизилась стоимость труда. Средняя зарплата, по данным экспертов ЦМИ, в России в долларовом выражении опустилась ниже аналогичного показателя для Китая и стран Центральной и Восточной Европы. Это открывает хорошие перспективы для развития сборочных производств, направленных не столько на импортозамещение, сколько на экспортную экспансию. Ряд компаний уже заявили о планах или подписании контрактов для наращивания поставок на экспорт. В основном это автоконцерны и производители бытовой техники, имеющие заводы на территории России.
«Зеленые ростки» уже заметила статистика. По сведениям Федеральной таможенной службы, за январь — август экспорт легковых автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос на 40% со значительным ускорением в последние месяцы лета.
Ослабление рубля повысило конкурентоспособность продукции и других отраслей российской экономики. Прежде всего, это касается химической промышленности, которая была одним из лидеров ненефтегазового экспорта и до кризиса. В январе — августе химическое производство выросло на 6% (год к году).
«Новые лидеры должны стать основой для компенсации спада и создания основы устойчивого роста, — отмечает эксперт ЦМИ Юлия Сонина. — Как показывает исследование МВФ, одномоментное десятипроцентное ослабление реального курса национальной валюты увеличивает ВВП на 0,5—3,1% в зависимости от открытости экономики, масштаба кризиса и других экономических параметров. При этом наибольших результатов удается добиться в течение первого года. В России в январе — сентябре 2015 г. реальный эффективный курс рубля снизился на 19,3% (год к году). А потому можно рассчитывать на эффект на ВВП России в размере не менее 1 п.п. Но этот потенциал экономике еще предстоит реализовать».
Серьезным препятствием для подобного рывка, по мнению аналитиков ЦМИ, может стать недостаток свободных производственных мощностей. В период рецессии их загрузка в обрабатывающей промышленности сократилась приблизительно на 3 п.п. Дозагрузка мощностей в обработке, по грубым оценкам, может дать прирост производства порядка 5,5%, что добавит в экономический рост около 0,8 п.п. Но для полной реализации девальвационного потенциала нужно активизировать работу по улучшению инвестиционного климата. Пока «зеленые ростки» сосредоточены только среди компаний, уже ведущих бизнес на территории РФ. Большинство компаний по-прежнему опасаются высокой геополитической и экономической неопределенности. Необходимо ускорить реформы, нацеленные на улучшение инвестиционного климата. Высокая инфляция быстро «съедает» полученные за счет девальвации рубля преимущества.