Долгосрочные стратегические цели на федеральном и региональном уровне необходимо согласовывать с возможностями бюджетов федерального центра и субъектов Федерации, считают участники XIV Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Это позволит более реалистично подходить к целям стратегического планирования.
Одна из основных идей закона «О стратегическом планировании в РФ» заключается в увязке бюджетных расходов с долгосрочными стратегическими целями и задачами через государственные программы, список и содержание которых определяется в стратегиях. Для этого необходима синхронизация подходов, документов и практики социально-экономического и бюджетного планирования на всех уровнях власти.
Практика стратегического планирования до 2014 г. характеризовалась изолированностью процессов разработки отдельных стратегических и программных документов различными ведомствами, а также федеральными и региональными органами государственного управления. В настоящее время принят закон «О стратегическом планировании в РФ», который делает возможным синхронизацию процесса планирования разных типов — макроэкономического, бюджетного, регионального и отраслевого.
Действовать закон еще не начал — цикл планирования по новым правилам в соответствии с текущей редакцией будет запущен только с начала 2017 г., когда вступят в силу нормативно-правовые акты, предусмотренные законом, и будут разработаны все необходимые документы, в том числе и Стратегия-2030.
Процесс разработки Стратегии-2030, по словам заместителя главы МЭР Алексея Ведева, несколько замедлился в связи с глобальным кризисом: «В нынешних условиях планировать на принципах стратегического управления сложно. При всем желании удержать стратегическое направление развития мы должны адаптироваться к кризисным процессам и использовать инструменты оперативного планирования».
«Сегодня важно задать ориентиры на среднесрочную перспективу, в соответствии с которыми должна идти разработка долгосрочных программ развития страны, — подчеркнул г-н Ведев. — Минэкономразвития разработало прогноз социально-экономического развития России на 2016—2017 гг., основываясь на принципах долгосрочной стабильности и устойчивости всей бюджетной системы».
«Мы представили новый подход к средне- и долгосрочному прогнозированию, — уверен А. Ведев. — Сейчас разрабатываются базовый сценарий, который является наиболее вероятным, консервативный, основанный на неблагоприятных внешних условиях, и целевой».
Целевой сценарий предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и прирост производительности труда не менее 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности. «Основная концепция целевого сценария — повышение эффективности экономики стимулированием инвестиционного спроса за счет сокращения текущего потребления», — прокомментировал стратегические цели А. Ведев.