По данным Nielsen, рынок ухода за собой и бытовой химии после длительного периода уверенного роста в марте — апреле 2015 г. впервые за полтора года показал отрицательные темпы роста (–2,7%) по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, крупнейшие производители соответствующей продукции верят в перспективы российского рынка. Устойчивость рынка косметики подтвердили данные опроса ВЦИОМ — только 1% россиян заявил о существенном сокращении расходов на уход за собой
По наблюдению аналитиков Nielsen, летний период не принес дополнительных объемов рынку ухода за собой и бытовой химии, продолжив отрицательный тренд: в мае — июне 2015 г. продажи снизились на 4,2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Наибольшее влияние на спад оказали категории по уходу за собой. Индустрия персонального ухода составляет 60% от всего рынка непродуктовых товаров массового потребления, и снижение потребления в этой индустрии не может не сказываться на всем непродуктовом рынке.
Под давлением вынужденной экономии покупатели оставляют в списке покупок только самое необходимое. Под наибольшим риском оказались бальзамы-кондиционеры (спад продаж в натуральном выражении на уровне 9% в январе — июне 2015-го против января — июня 2014-го) и сопутствующие средства для ухода и укладки волос (–11%), средства по уходу за телом (–9%) и средства после бритья (–7,5%). Меньше стали тратить и на кондиционеры для белья и освежители воздуха. Экономят также на бытовой химии для мытья окон, для чистки ковров и мебели.
Наиболее пострадавшими от роста цен считаются категории ухода за волосами и лицом, а также подгузники. Реальный рост цен в непродуктовом секторе находится на уровне 18% в индустрии персонального ухода и 21% в бытовой химии.
Лидерами по уровню «инфляции» оказались категории, в производстве которых импортное сырье занимает значительную долю, а именно средства для ухода за телом (цены в среднем в мае — июне 2015-го оказались на 25% выше цен аналогичного периода 2014 г.), товары женской гигиены (25%), средства для бритья, включая станки и лезвия (25%). До 30% стали дороже обходиться мытье посуды и пола, уход за мебелью. Батарейки и средства против насекомых также среди самых подорожавших товаров.
Эксперты считают, что текущая ситуация, когда цена является доминирующим фактором при выборе продуктов, становится благоприятной средой для развития собственных торговых марок розничных сетей. Уже сейчас доля частных марок в непродуктовой индустрии занимает более 12% от общего объема рынка в натуральном выражении. Наибольшая концентрация частных марок наблюдается в категориях, не связанных напрямую с красотой и здоровьем кожи — салфетках, ватных дисках и туалетной бумаге. В первую очередь, конечно, это связано с тем, что потребители все еще осторожны при выборе частных марок для персонального ухода. Вместе с тем меняется не только предложение, но и спрос. С растущим ассортиментом и значительным улучшением качества товаров, выпускаемых под собственными марками сетей, растет их доля и в категориях, где сила бренда является немаловажным фактором при выборе.
Продажи косметики через аптеки снизились
То, что ситуация в экономике отразилась на косметической индустрии, наглядно показывают данные аптечных ретейлеров. Анализ аптечных продаж, проведенный компанией «Группа DSM» (DSM Group) за первую половину 2015 г., продемонстрировал, что самой уязвимой категорией ассортимента в аптеке стала косметика. Больше всего пострадал сегмент «масс-маркет». Относительно первой половины 2014 г. спрос в данном сегменте упал на 27% в рублях. А средняя розничная цена косметического средства выросла на 24%.
По сравнению с первым полугодием 2014 г. в целом спрос на косметику сократился на 5% в рублях и на 24% в упаковках. Это самое заметное снижение продаж среди всего ассортимента аптечных сетей. Для сравнения: за первые шесть месяцев текущего года объем потребления лекарств в рублях увеличился на 23%, а в группе БАД прирост составил 16%.
«Причина сокращения спроса кроется в целом ряде факторов. Среди основных — ослабление потребительского спроса на фоне роста средних отпускных цен и сокращения реальных доходов населения. Так как косметика в большинстве случаев остается сопутствующей покупкой, то в условиях экономии потребитель приходит в аптеку только за лекарством или БАД, или товаром, который реализуется только в аптеках», — сообщила Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований компании DSM Group. По ее словам, новым трендом стала покупка косметики впрок с целью избежать повышенных расходов в будущем.
Вслед за сокращением спроса в первой половине 2015 г. на косметику масс-маркет (относительно этого же периода прошлого года) наблюдается снижение объема потребления дорогой селективной косметики, но всего на 3%. А вот спрос на лечебную косметику немного вырос (на 4%) к уровню первого полугодия 2014 г. Однако такая относительно позитивная картина отмечалась лишь в стоимостных объемах рынка — рост средней розничной цены сделал свое дело. В упаковках по всем сегментам наблюдалось снижение потребления: –38% по косметике масс-маркет, –15% по лечебной косметике, –16% по селективной.
Средняя розничная цена за упаковку косметического средства в аптеках страны составила в первом полугодии текущего года 223 руб., что на 24% дороже, чем в первом полугодии 2014 г. Подорожание косметики наблюдалось во всех сегментах: +11% в сегменте селективной косметики, +16% в сегменте масс-маркет и +22% в сегменте лечебной косметики.
Производители сохраняют оптимизм
Хотя на рынке в целом наблюдается отрицательная динамика, отдельные производители демонстрируют рост продаж. Так, в первом полугодии 2015 г. выручка одного из крупнейших российских производителей товаров массового повседневного спроса ГК «Нэфис» увеличилась на 28% и превысила 13 млрд руб. без учета НДС.
Как пояснили в компании, позитивный результат в первую очередь обусловлен увеличением объемов продаж по целому ряду товарных категорий. Так, входящая в Группу компания ОАО «Казанский МЭЗ» увеличила реализацию товарной продукции на 83%, доведя ее до 3,6 млрд руб. без учета НДС. Реализация мыла, сухих чистящих средств и стиральных порошков, производимых ПАО «Нэфис Косметикс», увелилась на 32, 18 и 6% соответственно.
Чувствуют уверенность в завтрашнем дне и импортные производители, работающие на отечественном рынке. Сегодня Россия входит в пятерку наиболее важных рынков для «Хенкель». В России у компании девять заводов, широкий ассортимент продукции, развитая система логистики. Приверженность «Хенкель» российскому рынку подтверждается активным развитием в регионе: за последние пять лет компания инвестировала около 180 млн евро.
«Россия входит в первую пятерку стратегически важных рынков для компании „Хенкель“. За 25 лет наша компания достойно встретила многие изменения на рынке и преодолела не один кризис», — отметил президент «Хенкель Рус» Сергей Быковских. По его словам, несмотря на непростую экономическую ситуацию, компания планирует продолжить свое успешное развитие и верит в перспективы российского рынка.
То, что сегмент средств по уходу за собой является одним из наиболее устойчивых на российском рынке, подтверждают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. Опрос ВЦИОМ показал, что только 1% россиян в связи с кризисом пришлось отказаться от ухода за собой («косметика», «маникюр», «не хожу в парикмахерскую»). Для сравнения: от путешествий отказались 12% респондентов, от дорогих продуктов («берем меньше мяса», «искать более дешевые продукты», «меньше ем овощей, фруктов, мяса») — 8%, от развлечений («в кино реже стал ходить», «дети не гуляют нигде») — 4%.
К сведению
Россияне положительно относятся к ограничению импорта бытовой химии
По данным опроса «Левада-Центра», ограничить импорт бытовой химии считает целесообразным больше половины россиян (53%), не удовлетворены данным запретом — 36%. В целом число россиян, поддерживающих ограничение импорта, по сравнению с прошлым годом, снизилось. Год назад за аналогичный запрет высказывалось 68% против 24%.
Напомним, что в апреле этого года Роспотребнадзор полностью запретил импорт моющих средств производства компании «СК Джонсон» с Украины. Под запрет попали, в частности, такие марки, как «Мистер Мускул» и «Туалетный утенок». Поводом для эмбарго послужило «несоответствие гигиеническим нормам».
С середины июня в Россию запретили поставлять моющие средства «Лотос» и «Ушастый нянь». Они производятся на Украине предприятием «Винницабытхим», которое принадлежит петербургской компании «Невская косметика».
В августе российские ретейлеры начали массово снимать с продажи моющие средства иностранных компаний. Как пояснила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с реализации снимаются партии продукции, не соответствующие установленным требованиям. При исследовании стиральных порошков и моющих средств ряда производителей, в том числе ООО «Хенкель Рус», ОАО «Невская косметика», ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», «Проктер энд Гэмбл», Werner & Mertz GmbH, Colgate-Palmolive, The Clorox Company, Роспотребнадзор якобы установил несоответствие по токсикологическим показателям безопасности.