Девальвация рубля создала весомые стимулы для экспорта несырьевых товаров: с января по август нынешнего года в физическом выражении он вырос на 4,9% (для сравнения: общий объем экспорта увеличился на 1,9%). К сожалению, средний и малый бизнес мало выиграл от девальвационных бонусов, поскольку почти не участвует в экспортных поставках.
За восемь месяцев 2015 г. общий размер экспортных поставок, по данным МЭР, составил 234,5 млрд долл. При этом экспорт несырьевых товаров в январе — августе текущего года равнялся 126,3 млрд долл., из них поставки за рубеж промышленной продукции с высокой степенью обработки — 19 млрд долл., инновационных товаров — 17,4 млрд долл., высокотехнологичных товаров — 6,6 млрд долл.
В физическом выражении (в отличие от стоимостных показателей) общий объем экспорта демонстрирует рост. С января по август 2015 г. он увеличился на 1,9% (до 629,4 млрд т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На этом фоне экспорт несырьевых товаров вырос еще больше — на 4,9% (экспорт высокотехнологичных товаров — на 28,5%, продукции с высокой степенью обработки — на 9,6%, инновационных товаров — на 5,7%).
Однако доля отечественных средних и малых компаний в этом увеличивающемся экспортном потоке пока очень мала. В России более 4 млн малых и средних предприятий, но участвуют в экспорте, по оценке президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, приведенной на конференции «Несырьевой экспорт — вектор развития экономики», только полпроцента. В то же время в США, например, 300 000 малых и средних предприятий заняты экспортом продукции. Плюс к этому — еще десятки тысяч, которые экспортируют услуги. Во всех развитых странах статистика сходна: в некоторых из них до половины экспорта дают именно малые и средние предприятия.
Более оптимистичные показатели привел заместитель главы МЭР Алексей Лихачев: «В России доля малых и средних предприятий в экспорте составляет около 6% — это существенно меньше доли, характерной для большинства развитых стран (25—35%)».
Важным инструментом нефинансовой поддержки экспорта являются торговые представительства России. Основные «клиенты» торгпредств — многочисленные средние компании, которые или уже являются экспортерами, или только делают первые шаги в этом направлении. Сегодня торгпредства реализуют ряд внешнеэкономических проектов российских компаний. Всего с момента запуска реформы торгпредств в конце 2012 г. утвержден 651 проект. Общий объем портфеля реализуемых проектов составляет около 25 млрд долл.
Преодолеть многие барьеры, связанные с выходом средних и малых компаний на внешние рынки, призван решить Российский экспортный центр (РЭЦ). «Создание центра и работа с ним должны быть выгодны для бизнеса — это наша первая и основная цель. Это должен быть естественный инструмент, который бизнес будет использовать в этой работе», — подчеркнул глава РЭЦ Петр Фрадков.
«Принципиально важно, чтобы инфраструктура продвижения на внешние рынки была предоставлена уже в готовой форме и не требовала огромных финансовых и временных вложений», — высказал пожелание к РЭЦ от имени бизнеса президент «Деловой России» Алексей Репик. Даже для компаний с оборотом в 1—2 млрд руб. создание собственной системы экспортной поддержки является непосильной ношей.
Увеличить объемы экспорта средних и малых предприятий, по мнению А. Репика, можно за счет расширения номенклатуры товаров, поставляемых за рубеж: «У нас наметились позитивные тенденции в увеличении чистого экспорта. Пока наибольший вклад в это вносит сырьевой экспорт, плюс сокращение импорта. Но эту динамику нужно закрепить за счет диверсификации российского экспорта, чем мы будем заниматься вместе с Российским экспортным центром».
Конъюнктура для российских экспортеров сейчас складывается удачно: растет производительность труда, а слабый рубль способствует продвижению российских товаров на внешних рынках. Лишь бы не упустить время, пока инфляция не свела к нулю все преимущества, которые получили отечественные компании за счет девальвации рубля.