Проект слишком жесткий, чтобы быть реальным

| статьи | печать

Государственная дума в пятницу, 23 октября, начинает очередное чтение проекта бюджета на 2016 г. К этому событию Альфа-банк выпустил аналитический отчет о качестве бюджетной работы правительства.

По мнению главного экономиста банка Натальи Орловой, проведение жесткой бюджетной политики в 2016 г. потребует серьезных усилий. Проект бюджета Минфина на 2016 г. получился очень жестким: он предусматривает бюджетный дефицит на уровне 3% ВВП, или 2,4 трлн руб., и рост расходов на 4% в годовом выражении, в том числе индексацию пенсий всего на 4% и продолжающуюся заморозку зарплат госсектора. Такой контроль над расходами вполне отвечает задачам инфляционного таргетирования, но может быть труднодостижим в 2016 г.

Рост расходов на 12% в годовом выражении в 2015 г. — один из поводов усомниться в планах бюджетного ужесточения на будущее. Текущая бюджетная политика уже жестче, чем была в кризисные 2008—2009 гг.: рост расходов в 2015 г. очень близок к темпу инфляции, тогда как в предыдущий кризисный период он в два раза превосходил инфляцию. Цена на нефть, балансирующая бюджет, снизится, по прогнозам Альфа-банка, всего до 70 долл. за баррель уже в этом году. И все же не следует преувеличивать способность ужесточить бюджет: с очисткой от суммы ОФЗ, переведенных на рекапитализацию российских банков в декабре 2014 г., фактический рост расходов составит 12% к концу 2015 г., что гораздо выше запланированных 4% на будущий год.

Тем более что парламентские выборы в сентябре 2016 г. (а в дальнейшем и президентские в марте 2018 г.) могут создать необходимость в дополнительных расходах бюджета. На социальные расходы приходится 60% совокупных бюджетных расходов, на оборонные расходы, в том числе на зарплаты в этом секторе, сейчас приходится 10%. Попытки контролировать рост расходов могут идти вразрез с политическими факторами по мере приближения выборов.

Политически принятие жесткого бюджета может быть результатом инфляции. Заморозка зарплат госсектора и индексация пенсий всего на 4% в 2016 г. изначально планировались при прогнозе инфляции 10% в конце этого года и 4—5% к концу 2016 г. Однако с августа он ухудшился. Поскольку инфляция по итогам этого года составит скорее 12%, более вероятно, что пенсии в 2016 г. будут проиндексированы на 10%. Препятствием к этому может стать только сильная политическая воля пожертвовать интересами населения в пользу жесткого бюджета. Это маловероятно. В пользу этого мнения говорит, во‑первых, обещание правительства провести вторую волну индексации пенсий осенью 2016 г., а во‑вторых, решение перейти с обычного трехлетнего бюджета на годовой бюджетный план. Эти факторы указывают на то, что слишком жесткая бюджетная политика — не стратегический выбор, принятый на политическом уровне, а сам проект бюджета 2016 г. является неустойчивым равновесием.

Риск дополнительных расходов указывает, что российское правительство должно будет инвентаризировать доходную часть. Рассчитывать на привлечение больших средств из нефтяного сектора не следует: проблема страны в высоком ненефтяном дефиците бюджета на уровне 11—12% ВВП, и именно эту проблему необходимо решить. Наиболее очевидный способ ее решения — прогрессивная шкала подоходного налога. На его долю сейчас приходится всего 4% ВВП — это очень низкий уровень по мировым стандартам, а в региональных бюджетах на долю подоходного налога приходится 40% доходов. Решение повысить ставку подоходного налога сразу же решит проблему регионального долга. Но власти не пойдут на этот шаг до начала электорального цикла.

Параметры федерального бюджета: фактическое исполнение и проект Минфина на 2015—2016 гг.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015 (прогноз)

2016 (прогноз)

Доходы, трлн руб.

7,3

8,3

11,4

12,9

13,0

14,5

13,3

13,6

Расходы, трлн руб.

9,6

10,1

10,9

12,9

13,3

14,8

15,4

16,0

Баланс, трлн руб.

–2,3

–1,8

0,4

0,0

–0,3

–0,3

–2,1

–2,4

Баланс, % ВВП

–5,9

–3,9

0,8

–0,1

–0,5

–0,5

–2,9

–3,0%

Источники: Минфин, Альфа-банк