Государственная дума в пятницу, 23 октября, начинает очередное чтение проекта бюджета на 2016 г. К этому событию Альфа-банк выпустил аналитический отчет о качестве бюджетной работы правительства.
По мнению главного экономиста банка Натальи Орловой, проведение жесткой бюджетной политики в 2016 г. потребует серьезных усилий. Проект бюджета Минфина на 2016 г. получился очень жестким: он предусматривает бюджетный дефицит на уровне 3% ВВП, или 2,4 трлн руб., и рост расходов на 4% в годовом выражении, в том числе индексацию пенсий всего на 4% и продолжающуюся заморозку зарплат госсектора. Такой контроль над расходами вполне отвечает задачам инфляционного таргетирования, но может быть труднодостижим в 2016 г.
Рост расходов на 12% в годовом выражении в 2015 г. — один из поводов усомниться в планах бюджетного ужесточения на будущее. Текущая бюджетная политика уже жестче, чем была в кризисные 2008—2009 гг.: рост расходов в 2015 г. очень близок к темпу инфляции, тогда как в предыдущий кризисный период он в два раза превосходил инфляцию. Цена на нефть, балансирующая бюджет, снизится, по прогнозам Альфа-банка, всего до 70 долл. за баррель уже в этом году. И все же не следует преувеличивать способность ужесточить бюджет: с очисткой от суммы ОФЗ, переведенных на рекапитализацию российских банков в декабре 2014 г., фактический рост расходов составит 12% к концу 2015 г., что гораздо выше запланированных 4% на будущий год.
Тем более что парламентские выборы в сентябре 2016 г. (а в дальнейшем и президентские в марте 2018 г.) могут создать необходимость в дополнительных расходах бюджета. На социальные расходы приходится 60% совокупных бюджетных расходов, на оборонные расходы, в том числе на зарплаты в этом секторе, сейчас приходится 10%. Попытки контролировать рост расходов могут идти вразрез с политическими факторами по мере приближения выборов.
Политически принятие жесткого бюджета может быть результатом инфляции. Заморозка зарплат госсектора и индексация пенсий всего на 4% в 2016 г. изначально планировались при прогнозе инфляции 10% в конце этого года и 4—5% к концу 2016 г. Однако с августа он ухудшился. Поскольку инфляция по итогам этого года составит скорее 12%, более вероятно, что пенсии в 2016 г. будут проиндексированы на 10%. Препятствием к этому может стать только сильная политическая воля пожертвовать интересами населения в пользу жесткого бюджета. Это маловероятно. В пользу этого мнения говорит, во‑первых, обещание правительства провести вторую волну индексации пенсий осенью 2016 г., а во‑вторых, решение перейти с обычного трехлетнего бюджета на годовой бюджетный план. Эти факторы указывают на то, что слишком жесткая бюджетная политика — не стратегический выбор, принятый на политическом уровне, а сам проект бюджета 2016 г. является неустойчивым равновесием.
Риск дополнительных расходов указывает, что российское правительство должно будет инвентаризировать доходную часть. Рассчитывать на привлечение больших средств из нефтяного сектора не следует: проблема страны в высоком ненефтяном дефиците бюджета на уровне 11—12% ВВП, и именно эту проблему необходимо решить. Наиболее очевидный способ ее решения — прогрессивная шкала подоходного налога. На его долю сейчас приходится всего 4% ВВП — это очень низкий уровень по мировым стандартам, а в региональных бюджетах на долю подоходного налога приходится 40% доходов. Решение повысить ставку подоходного налога сразу же решит проблему регионального долга. Но власти не пойдут на этот шаг до начала электорального цикла.
Параметры федерального бюджета: фактическое исполнение и проект Минфина на 2015—2016 гг.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 (прогноз) |
2016 (прогноз) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доходы, трлн руб. |
7,3 |
8,3 |
11,4 |
12,9 |
13,0 |
14,5 |
13,3 |
13,6 |
Расходы, трлн руб. |
9,6 |
10,1 |
10,9 |
12,9 |
13,3 |
14,8 |
15,4 |
16,0 |
Баланс, трлн руб. |
–2,3 |
–1,8 |
0,4 |
0,0 |
–0,3 |
–0,3 |
–2,1 |
–2,4 |
Баланс, % ВВП |
–5,9 |
–3,9 |
0,8 |
–0,1 |
–0,5 |
–0,5 |
–2,9 |
–3,0% |
Источники: Минфин, Альфа-банк |