Сведения о субподрядчиках по крупным государственным контрактам хотят сделать общедоступными. По мнению Минэкономразвития России, раскрытие данной информации позволит привлечь общественность к выявлению и противодействию коррупции.
Минэкономразвития России разместило на портале ОРВ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — проект). Законопроект предусматривает размещение в открытом доступе в интернете сведений о субподрядчиках, участвующих в выполнении работ по госконтракту.
Кто должен отчитываться?
Предлагаемые Минэкономразвития России изменения затронут только крупные государственные контракты — контракты для обеспечения федеральных нужд с ценой свыше 1 млрд руб. и стоимостью 100 млн руб. для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. У исполнителя госконтракта обязанность раскрывать информацию о субподрядчиках возникает, согласно проекту, в случае, если ими выполняются работы, совокупная стоимость которых составляет более 10% от общей стоимости контракта. Разработчики проекта предлагают вносить сведения о субподрядчиках в реестр контрактов, размещаемый в единой информационной системе.
Какую информацию предлагают обнародовать
Законопроект требует от исполнителя сообщить только фирменное наименование организации-субподрядчика и ее местонахождение (ФИО и место жительства для физических лиц), ИНН либо его аналог, если речь идет об иностранном лице. Действующим законодательством установлено, что информация о субподрядчиках, соисполнителях крупных контрактов предоставляется заказчику, но не раскрывается публично. Таким образом, объем сведений, передаваемых участниками закупок, не претерпит изменений. Разница в случае принятия законопроекта будет заключаться в том, что данные о субподрядчиках станут общедоступными.
Зачем раскрывать информацию о субподрядчиках?
Обязанность размещения в единой информационной системе информации о привлечении исполнителем контракта субподрядчиков, согласно пояснительной записке к проекту, должна обеспечить распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей по государственным и муниципальным контрактам.
По информации разработчиков законопроекта, в настоящее время через посреднические отношения участников закупок и субподрядчиков могут быть реализованы коррупционные схемы, например:
-
привлечение к исполнению контрактов организаций, аффилированных с должностными лицами заказчика, в случае, когда напрямую принять участие в аукционах и конкурсах такие организации не могут в силу конфликта интересов. Например, руководитель заказчика не вправе заключить контракт с юридическим лицом, в составе учредителей которого имеются его близкие родственники, но такое юридическое лицо может быть привлечено на субподряд через посредника;
-
заключение контрактов организациями, фактически не способными исполнить контракт, который в дальнейшем передается на субподряд. Они могут выигрывать тендеры посредством сговора с заказчиками либо иных недобросовестных действий в ходе процедуры определения исполнителя.
В случае раскрытия информации о субподрядчиках по крупным госконтрактам активные представители общественности и компетентные государственные органы получат возможность осуществлять дополнительный контроль за соблюдением требований законодательства о госзакупках.
Повышение прозрачности контрактов и планы на будущее
Кроме предложения сделать общедоступными сведения о субподрядчиках, законопроект предусматривает норму, требующую от участников закупок раскрывать информацию о решениях контрольных органов о согласовании или несогласовании заключения контрактов с единственным поставщиком. Данное требование, по мнению разработчиков, будет способствовать большей прозрачности осуществления закупок и открытости деятельности контрольных органов.
Также Минэкономразвития России в целях расширения общественного контроля в области госзакупок планирует в будущем понизить ценовой порог контрактов, при котором будет раскрываться информация о субподрядчиках. Соответствующий проект постановления Правительства РФ, как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, уже подготовлен министерством. Напомним, что установление указанного ценового порога находится в компетенции Правительства РФ.
Обойдут ли коррупционеры преграду?
Безусловно, предлагаемые меры борьбы с коррупцией могут положительно сказаться на данном процессе, учитывая все возрастающую активность общественных объединений и фондов, занимающихся обнаружением и преследованием коррупционеров. Однако, на наш взгляд, поправки окончательно не решат проблему откатов. Контракт, к примеру, можно раздробить на несколько более мелких, чтобы не попасть под определение крупного заказа. Кроме того, законом не запрещено бесконечно удлинять цепочку поставщиков, тогда как требование об обнародовании сведений, согласно проекту, будет распространяться только на непосредственных субподрядчиков. Следовательно, остается множество путей для обхода обязательных для исполнения норм.
Публичное обсуждение законопроекта продлится до 29 октября 2015 г.