Восстановительный рост экономики (квартал к кварталу) начнется в октябре — декабре нынешнего года, прогнозирует Минэкономразвития. А во II квартале следующего года министерство ожидает рост ВВП уже в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. Экономисты сомневаются в надежности источников роста — ведь прогноз МЭР предполагает снижение реальных доходов населения, которые раньше служили основой «всех наших побед».
Российский ВВП, по оценке замглавы МЭР Алексея Ведева, прозвучавшей на парламентских слушаниях «О прогнозе социально-экономического развития РФ до 2018 г. и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 г.», снизится по итогам текущего года на 3,9%.
В базовом сценарии Минэкономразвития предполагается, что в следующем году мировые цены на нефть марки Urals слегка понизятся в сравнении со среднегодовыми значениями 2015 г. (53 долл. за баррель) и составят 50 долл. В дальнейшем они будут постепенно увеличиваться: до 52 долл. за баррель в 2017 г. и 55 долл. в 2018-м. Это существенно меньше показателей прежних сценариев МЭР, в которых цена «черного золота» устанавливалась на уровне средних затрат на добычу сланцевой нефти, то есть порядка 65 долл. за баррель.
Но даже при таком пессимистичном подходе (55 долл. за баррель к концу трехлетки) прогноз экономического ведомства предусматривает начало экономического роста в ближайшей перспективе. «Восстановительный рост экономики начнется в IV квартале 2015 г., и даже уже в сентябре, по нашим оценкам, сезонно очищенный рост составил 0,3%, — подчеркнул г-н Ведев. — В годовом выражении динамика отечественного ВВП выйдет в положительную область значений во II квартале 2016 г.».
По годам трехлетнего периода динамика российской экономики выглядит следующим образом. В 2016 г. ожидается рост ВВП на 0,7%, в 2017 г. — на 1,9%, в 2018 г. — на 2,4%.
Промышленность будет расти чуть меньшими темпами: на 0,6% — в следующем году, 1,5% — в 2017 г. и 1,9% — в 2018 г. Причем больше всего увеличится производство в обработке (0,8% — в 2016 г., 2,1% — в 2017-м и 2,5% — в конце трехлетки).
Инвестиции могут подтолкнуть рост…
Снижение инвестиций достигнет нижней точки в январе — марте следующего года. «После падения почти на 10% инвестиций в основной капитал в этом году в 2016-м мы ожидаем стабилизацию, но все-таки низкую инвестиционную активность, прогнозируем снижение инвестиций на 1,6%, — заметил г-н Ведев. — Инвестиционное дно ожидаем в I квартале 2016 г., а со II квартала предполагается инвестиционное оживление».
В середине трехлетнего периода рост инвестиций ожидается на уровне 2,1%, в 2018 г.— 2,6%. «Основная задача экономической политики в среднесрочной перспективе — это создание условий для активизации процессов трансформации сбережений в инвестиции», — прокомментировал позицию МЭР заместитель министра.
Именно оживление инвестиций станет основным драйвером роста отечественной экономики. Потребительский спрос, согласно прогнозу Минэкономразвития, будет увеличиваться более скромными темпами, а в начале трехлетки — даже падать. Реальные располагаемые доходы населения в следующем году снизятся на 0,7%, затем подрастут на 1,5% в 2016 г. и слегка ускорятся в 2018-м (1,9%).
Чуть лучше будет выглядеть розничный товарооборот, который немного «прибавит в весе» в 2016 г. (на 0,4%), увеличится на 2,1% в 2017-м и вырастет на 2,3% в конце трехлетнего периода.
В ближайшие три года, по оценке аналитиков Минэкономразвития, сбудутся мечты экономического блока правительства, и темпы роста производительности труда будут выше, чем прирост реальной заработной платы. Так, в следующем году прирост производительности труда к уровню 2010 г. составит 7,2%, а реальной зарплаты — 4,4%, в 2017-м этот соотношение будет 9,4 и 6,6%, в конце трехлетки — 12,4 и 10,6%.
…но пока их явно недостаточно
Не все участники парламентских слушаний согласились с тем, что сокращение реальных доходов граждан можно заменить инвестиционным спросом. «Снижение реальных располагаемых доходов населения оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса, который в последние годы являлся одним из основных факторов поддержания экономического роста, — подчеркнула председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. — В прогнозе сделано предположение, что мы перейдем от этого фактора к фактору инвестиционного спроса. Однако явных мер, которые были бы на это настроены, мы в прогнозе не увидели».
Степень износа основных фондов (на конец 2014 г.), по словам г-жи Голиковой, увеличилась и составила 49%, что выше уровня 2013 г. на 0,8 п.п., то есть практически половина основных производственных фондов в России не только устарела, но и физически изношена.
Процесс обновления основных производственных фондов идет крайне медленно. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) снизился и составил в 2014 г. 4,3%. Коэффициент выбытия основных фондов уже третий год подряд сохраняется на низком уровне — 0,7%.
«Основной поток инвестиций (более 70% общего объема) направлялся в такие виды экономической деятельности, как транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а также в обрабатывающие производства. Однако анализ структуры инвестиций в основной капитал по обрабатывающим производствам свидетельствует о том, что эти инвестиции направляются не на высокотехнологичные производства, а, к сожалению, в другие сферы», — сделала вывод Т. Голикова.