Интересный тренд выяснили аудиторы Счетной палаты, которые провели анализ бюджета на следующий год. Доля его расходов на раздел «Национальная экономика» увеличилась на 1,8 п.п. При этом снизился процент расходов на «Национальную оборону» (на 1 п.п.). Эксперты также обнаружили «серую зону» в формировании доходной базы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета в 2016 г. составят в соответствии с законопроектом, представленным в Госдуму, 13738,5 млрд руб.(или 17,5% ВВП). Это на 487,1 млрд руб., или на 3,7%, больше, чем, по предварительным оценкам, получит федеральный бюджет в текущем году.
Основную долю доходов федерального бюджета в 2016 г. будут составлять поступления от НДС (32,1%), налога на добычу полезных ископаемых (26,7%) и уплаты таможенных пошлин (17,9%).
Нефтегазовые доходы падают
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (60,1%) и вывозных таможенных пошлин на нефть (19,8%). При этом вследствие реализации «налогового маневра» поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) по сравнению с 2015 г. увеличится на 277,8 млрд руб. (на 9,9%), а объем вывозных таможенных пошлин на нефть уменьшится на 191,8 млрд руб. (13,8%).
В следующем году по сравнению с 2015 г. прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8 до 7,7% и их доли в общем объеме доходов с 44,4 до 44%.
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, наоборот, увеличивается с 55,6 в 2015 г. до 56% в следующем году.
Основные риски для федерального бюджета на 2016 г. связаны с возможным снижением бюджетных доходов из-за более низких цен на нефть марки «Юралс», нефтепродукты и природный газ, а также с более низким номинальным значением ВВП и объемом экспорта товаров.
У аудиторов Счетной палаты вызвал вопросы целый ряд доходов, по которым в составе материалов к законопроекту о бюджете не были представлены необходимые расчеты. Их объем равняется 717,9 млрд руб. (5,2% общего объема поступлений). Речь идет о доходах от перечисления части прибыли Банка России (336 млрд руб.), безвозмездных поступлениях (196,2 млрд руб.) и государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (13,8 млрд руб.).
Существенная доля доходов, по которым не представлены расчеты, свидетельствует, по мнению экспертов СП, о недостаточной прозрачности формирования доходной базы федерального бюджета.
Часть расходов можно сократить
Объем расходов федерального бюджета в 2016 г. по сравнению с нынешним годом в номинальном выражении увеличится на 681,4 млрд руб., или на 4,4%, и составит 16098,7 млрд руб. Их доля в ВВП снизится с 21 в 2015 г. до 20,5% в следующем. В реальном выражении (при индексе-дефляторе ВВП 106,3%) общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2016 г. уменьшится на 1,8%.
В структуре общего объема расходов федерального бюджета наибольший удельный вес в 2016 г. занимают расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику и национальную безопасность. Их совокупный удельный вес в расходах федерального бюджета составит более 75%.
Среди разделов бюджета, по которым в следующем году предполагается увеличение расходов по сравнению с 2015 г., оказалась «Национальная экономика». Ее доля в общем объеме расходов выросла на 1,8 п.п. Также повезло разделу «Здравоохранение», расходы на который увеличились на 0,6 п.п.
В более сложном положении остались разделы «Социальная политика» (снижение на 0,2 п.п.), «Национальная оборона» (сокращение на 1 п.п.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (уменьшение на 0,8 п.п.). Также снижаются доли в общем объеме расходов федерального бюджета в 2016 г. по сравнению с текущим годом раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» (с 0,8 в 2015 г. до 0,5% в 2016 г.), раздела «Образование» (с 3,8 до 3,6%).
Аналитики Счетной палатой считают возможным снизить часть бюджетных расходов на общую сумму 78,4 млрд руб. Более 20 млрд руб. бюджетных ассигнований в проекте закона недостаточно обоснованы или завышены, на 17,6 млрд руб. не приведены нормативные акты и соглашения. Свыше 16 млрд руб. можно сэкономить на федеральной адресной инвестиционной программе. В частности, на проекты стоимостью 8,9 млрд руб. отсутствует утвержденная проектная документация с положительным заключением госэкспертизы. Определенный резерв для оптимизации расходов (на 10,8 млрд руб.) аудиторы видят в бюджетных субсидиях юридическим лицам, в том числе предоставляемых в виде взносов в уставные капиталы.
Финансирование дефицита федерального бюджета на 2016 г. предполагается за счет средств Резервного фонда и заимствований на внутреннем рынке. «Однако мы опасаемся, что те объемы привлечения, которые сегодня есть в проекте бюджета, могут сработать не на экономику и не на сбалансированность бюджета, — прокомментировала ситуацию глава Счетной палаты Татьяна Голикова. — Они могут сработать на размещение этих ценных бумаг в соответствующие свободные ресурсы компаний, что может серьезно повлиять не на те процессы, на которые это должно влиять».
Основные показатели федерального бюджета на 2016 г.
Показатель |
Млрд руб. |
Доля в ВВП, % |
---|---|---|
Доходы, всего |
13738,5 |
17,5 |
Нефтегазовые доходы |
6044,9 |
7,7 |
Доходы (без учетанефтегазовых доходов) |
7693,6 |
9,8 |
Расходы, всего |
16098,7 |
20,5 |
Процентные расходы |
645,8 |
0,8 |
Непроцентные расходы |
15452,9 |
19,7 |
Дефицит |
–2360,2 |
–3 |
ИСТОЧНИК: Счетная палата РФ |