Нетипичные обязательства: условие о предоставлении обеспечения

| статьи | печать

В статьях Гражданского кодекса РФ, посвященных регулированию отдельных договоров, можно встретить такие положения, которые данным договорам не свойственны, выходят за их предмет и по своей правовой природе относятся к другим договорам или не могут быть отнесены ни к одному из предусмотренных в законе обязательств. К таким нетипичным обязательствам можно отнести и условие об обязанности должника предоставить обеспечение исполнения своих обязательств — независимую гарантию, поручительство, залог, страховой полис, открыть аккредитив, заключить другие договоры. Как применять данное условие на практике, не нарушая допустимых пределов свободы договора?

В хозяйственном обороте часто встречаются случаи заключения договоров, которые наряду с основным обязательством содержат обязанность одной из сторон заключить другие договоры с другой стороной этого же договора или с третьими лицами во исполнение такого договора или в обеспечение его исполнения.

Нормы о нетипичных обязательствах

В качестве примера нетипичного обязательства можно привести п. 3 ст. 455 ГК РФ. Эта норма предусматривает, что договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. То есть допускается заключение договора купли-продажи будущей вещи, в частности, такой, которая будет изготовлена впоследствии продавцом. Однако эта норма отношения, связанные с изготовлением товара продавцом, не регулирует. Они регулируются правилами о договоре подряда, которые отвечают существу таких отношений. Следовательно, обязательство продавца по изготовлению товара не свойственно договору купли-продажи, поскольку выходит за рамки его предмета.

Аналогичным образом обстоит дело и в случае, когда в договоре содержится указание на обязанность одной из его сторон осуществить те или иные действия или воздержаться от их совершения, если такая обязанность отвечает признакам обязательства, закрепленным в ст. 307 ГК РФ.

Так, согласно ст. 490 ГК РФ договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. Если сторона, обязанная страховать товар, не делает этого, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование либо отказаться от исполнения договора. Как видно, обязанность стороны по договору купли-продажи отвечает признакам обязательства, закрепленным в ст. 307 ГК РФ: одна из сторон (кредитор в обязательстве) вправе требовать от другой (должника в обязательстве) заключения со страховщиком договора страхования, являющегося предметом договора купли-продажи. Вместе с тем данная норма не затрагивает сами отношения по страхованию, которые складываются между соответствующей стороной договора купли-продажи и страховщиком, который в данном договоре не участвует. Такие отношения регулируются в рамках отдельного заключенного между ними договора страхования. Само же нетипичное для договора купли-продажи обязательство заключить договор страхования такому договору не свойственно и не охватывается его содержанием.

Еще один пример. В силу п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электроэнергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электроэнергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.

Обязательство предоставить обеспечение, включенное в основной договор, в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для лиц, в нем не участвующих. Для этого должник должен заключить с такими третьими лицами соответствующий договор, на основании которого кредитору будет предоставлено обеспечение.

Так, договор поручительства следует отличать от договора, который может быть заключен между должником и лицом, выражающим согласие принять на себя обязательство поручителя. Договор между должником и данным лицом представляет собой соглашение о выдаче поручительства, определяющее условия, на которых поручительство должно быть предоставлено кредитору, может включать положения о порядке и условиях предъявления обратного требования поручителя к должнику при исполнении поручителем обеспечиваемого обязательства, а также ряд иных условий. Недействительность этого договора (равно как и его отсутствие) не влечет никаких последствий в отношении действительности договора поручительства и, соответственно, обязательств поручителя перед кредитором. Равным образом и заключение этого договора не свидетельствует о возникновении обязательств поручителя перед кредитором, если между ними не был заключен договор поручительства согласно требованиям ст. 361, 362 ГК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 № 15106/11).

Перечень обязательств по предоставлению обеспечения достаточно многообразен. Приведем несколько примеров.

Аккредитив

Одним из обеспечительных способов является открытие аккредитива, который позволяет плательщику по договору иметь надлежащую защиту своих денег на случай, если получатель не выполнит свои обязательства перед ним. Использование такой формы расчетов предполагает выплату средств по аккредитиву только в случае представления получателем определенного пакета документов. Условие в хозяйственном договоре об открытии аккредитива делает его смешанным, учитывая, что стороны могли данное обязательство сделать предметом отдельного соглашения.

Открытие аккредитива само по себе еще не является платежом, однако данная обязанность является необходимым и неотъемлемым элементом процедуры оплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 9924/11). Обязательства получателя денег можно в договоре сделать встречными по отношению к обязанности открыть аккредитив в соответствии со ст. 328 ГК РФ, что получателю денег даст возможность приостановить свои обязательства перед ним или отказаться от них, если аккредитив не будет открыт (постановление ФАС Московского округа от 04.03.2014 № Ф05-17959/2013).

Залог имущества

Кредитные договоры могут предусматривать обязательство заемщика заключить с банком, предоставляющим ему кредит, договор залога имущества, принадлежащего заемщику, в обеспечение исполнения его обязательств перед банком по возврату кредита и уплате сопутствующих платежей. В указанном случае залоговое обязательство возникает не из основного договора, а из последующего, который обязанная сторона должна заключить.

ФАС Северо-Западного округа отметил, что указание в кредитном соглашении на обеспечение его исполнения залогом имущественных прав со стороны заемщика не меняет правовой природы такого соглашения и не делает его смешанным, поскольку оно не содержит элементов различных договоров, а включает лишь указание на заключение договора залога в обеспечение кредитного соглашения (постановление от 04.12.2001 по делу № А56-23608/1). Действительно, такой договор не является смешанным, содержащим элементы договора залога. Однако смешанным он становится при включении в него обязательства, которое ему не свойственно.

Если сформулированная в договоре обязанность одной из его сторон осуществить какое-то действие (передать имущество в залог, застраховать его и т. д.) отвечает признакам обязательства, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а тот вправе требовать исполнения данной обязанности (ст. 307 ГК РФ), кредитор при неисполнении данного обязательства вправе понуждать должника в порядке, предусмотренном ст. 12 ГК РФ, потребовать возмещения убытков, использовать иные способы защиты своих прав. Следовательно, такое обязательство не является страховым или залоговым, но является обычным обязательством между сторонами основного договора. Если такое обязательство конкретизировано, оно должно исполняться надлежащим образом в соответствии с законом и его условиями, односторонний отказ от его исполнения не допускается (ст. 309, 310 ГК РФ).

Банковская гарантия

Независимая гарантия является одним из самых распространенных способов обеспечения исполнения обязательств. Регулированию института банковской гарантии посвящен § 6 главы 23 ГК РФ. В действующем законодательстве сфера правового регулирования данного правового института охватывает отношения между гарантом, выдающим независимую гарантию (например, банк или страховая компания), принципалом, который ее получает, и бенефициаром, кредитором принципала, которому она предоставляется.

Между тем в практике нередко встречаются случаи, когда в хозяйственных договорах (поставка, подряд, оказание услуг, аренда и т.д.) содержится обязанность одной из сторон предоставить банковскую гарантию, за неисполнение которой также предусматривается неустойка или иная мера ответственности. В этом случае отношения, связанные с обязанностью предоставить банковскую гарантию, складываются между сторонами соответствующего хозяйственного договора и напрямую в законодательстве РФ не урегулированы.

Включение в тот или иной договор условия об обязанности одной из сторон предоставить банковскую гарантию в обеспечение исполнения своих обязательств по нему, отличает его от соответствующего договора в его классическом виде, поскольку такой договор также включает не поименованный в законе элемент. Возможность включения в договор подобного условия, равно как и условия передать в залог вещь или застраховать имущество, следует из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), в силу которого стороны могут заключать не только предусмотренные в законе договоры, но также смешанные и непоименованные.

В таком обязательстве стороны должны согласовать сумму, на которую предоставляется такая гарантия, и срок, на который она выдается. По соглашению сторон может быть установлено требование к гаранту. В этом случае несоответствие представленной принципалом бенефициару банковской гарантии условиям обязательства по ее предоставлению свидетельствует о ненадлежащем исполнении им данного обязательства.

Если в договоре сторонами согласован конкретный банк, от которого обязанная сторона должна предоставить гарантию, следует учитывать следующее. Включенное в договор сторонами условие о предоставлении банковской гарантии не создает в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ каких-либо прав и обязанностей для банка, который в силу свободы договора будет действовать своей волей и в своем интересе при выдаче гарантии, поэтому такое условие не нарушает его права и законные интересы (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 247/12).

Допустимо, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), такое обязательство оформить отдельным договором. Поэтому нет оснований не признавать его самостоятельное значение как договорного элемента в составе основного договора. Таким образом, основной договор, в который включена обязанность одной из сторон предоставить другой банковскую гарантию, является смешанным, поскольку наряду с основным договором включает еще одно обязательство, которое ему не свойственно и не охватывается предметом такого основного обязательства.

Данное обязательство наряду с основным договором, в который оно включено, является элементом смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Его правовое регулирование осуществляется в части основного договора в соответствии с относящимися к нему правилами, а в части обязательства по предоставлению банковской гарантии — исходя из его условий, общих положений ГК РФ об обязательствах.

В договоре, включающем обязательство по предоставлению банковской гарантии, стороны могут обусловить исполнение лицом, в пользу которой она будет выдана, своих обязательств по договору первоначальным исполнением обязательства по предоставлению банковской гарантии. К примеру, в договоре поставки обязательство поставщика поставить продукцию может быть поставлено в зависимость от исполнения покупателем своего обязательства по предоставлению банковской гарантии на сумму платежа по договору поставки. В этом случае поставщик на основании ст. 328 ГК РФ вправе воздержаться от исполнения своего обязательства до исполнения покупателем обязательства по предоставлению банковской гарантии.

Кроме того, в договоре может быть предусмотрено право лица, в пользу которого будет выдана банковская гарантия, воздержаться от исполнения любых своих обязательств по нему до момента получения банковской гарантии, а не только тех, что по отношению к обязательству по предоставлению банковской гарантии носят встречный характер.

При замене стороны в договоре, в пользу которой должна быть выдана банковская гарантия, предоставившая ее сторона не может быть принуждена к получению новой в пользу правопреемника, если иное не предусмотрено в договоре, содержащем обязательство по предоставлению банковской гарантии (постановление ФАС Московского округа от 24.03.2009 № КГ-А40/1951-09 по делу № А40-34114/08-60-239).

Обязательство по предоставлению банковской гарантии может быть прекращено его надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ), а также отступным или новацией (ст. 409 и 414 ГК РФ). Правильность подобного подхода подтверждается тем, что в судебной практике допускается новация даже обязательства вернуть все полученное по недействительной сделке в порядке реституции, если это не нарушает права третьих лиц (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 102 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ»).

Обязательство по предоставлению банковской гарантии может быть прекращено зачетом, но только встречного однородного требования по предоставлению банковской гарантии, срок исполнения которого уже наступил или определен моментом востребования.

Обязательство по предоставлению банковской гарантии носит самостоятельный характер. Поэтому за его неисполнение также может быть установлена ответственность. В одном деле ФАС Северо-Западного округа указал, что поставка товара покупателю не освобождает поставщика от ответственности в виде неустойки за непредоставление им банковской гарантии, если такая обязанность была предусмотрена договором поставки, что согласуется с положениями ст. 309, 310 и 330 ГК РФ (постановление от 01.02.2011 по делу № А56-14937/2010). Наиболее полно позиция о самостоятельном значении обязательства по предоставлению банковской гарантии представлена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 5531/11.

Навязать нельзя

Обязательство по предоставлению обеспечения нельзя навязывать контрагенту, особенно если речь идет о потребителях, которые являются экономически более слабой стороной договора и пользуются в связи с этим повышенной защитой со стороны государства.

Если, к примеру, обязанность застраховать жизнь и здоровье заемщика банк включает в типовой кредитный договор, потребитель может потребовать признания недействительным этого условия, так как оно ему было навязано, и он был ограничен в своих переговорных возможностях: банк предоставил ему возможность либо заключить кредитный договор с таким условием, либо отказаться от его заключения без альтернативного варианта.

Чтобы получить с заемщика комиссию за подключение к страховой программе, банку следует получить от заемщика отдельное, собственноручно им написанное заявление. Услуга по страхованию жизни и здоровья заемщика не считается ему навязанной при выдаче кредита, если при заключении кредитного договора заемщик имел возможность от нее отказаться, о чем, в частности, может свидетельствовать текст заявления — анкеты, в которой графа о страховании была заполнена им добровольно (Апелляционное определение Омского областного суда от 13.08.2014 по делу № 33-5052/2014). Аналогичный вывод содержится и в Апелляционном определении Омского областного суда от 28.01.2015 по делу № 33-519-2015).

Пределы свободы договора

Как подчеркивается в судебной практике, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий сторон, разумность и справедливость договорных условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения, соблюдение принципа равенства участников гражданских правоотношений (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 17389/10). Принцип свободы договора не исключает при определении его содержания соблюдения правил добросовестности, разумности и справедливости (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.09.2006 по делу № А43-3546/2006-4-74).

Кроме того, договор должен соответствовать требованиям действующего законодательства РФ (ст. 422 ГК РФ).

К сведению

Как и любое иное обязательство, в том числе дополнительное, обязательство предоставить банковскую гарантию может быть обеспечено неустойкой (п. 1 ст. 329 и п. 1 ст. 330 ГК РФ), поскольку гражданское законодательство никаких исключений для данного вида обязательства не содержит и обеспечение неустойкой не является не совместимым с характером обязательства.

Двойственная природа неустойки — мера ответственности и способ обеспечения исполнения обязательств — также не исключает из круга обеспечиваемых ею обязательств обязательство по предоставлению банковской гарантии, поэтому ее взыскание за непредоставление банковской гарантии является правомерным.

Кроме того, отказ во взыскании согласованной неустойки за непредоставление банковской гарантии может стимулировать должников к неисполнению взятых на себя обязательств. При таком толковании норм права лицо, не исполнившее свое обязательство, не претерпевает никаких негативных последствий, а кредитор не получает компенсации своих потерь.